Как сделать самолет на радиоуправлении своими руками в домашних условиях
Перейти к содержимому

Как сделать самолет на радиоуправлении своими руками в домашних условиях

  • автор:

Первая модель: с чего начать

Эта статья предназначена для тех, кто впервые решил заняться авиамоделизмом. Она поможет решить самые сложные вопросы, стоящие перед новичками: «С чего начать?» и «А во что это выльется?».

Статья касается только простых моделей самолётов и планеров, с которых начинают новички свой путь в моделизме.

Немного терминов

Даже если вас не интересует процесс изготовления модели, ее устройство, и единственное, что вам надо — это летать, летать и еще раз летать, кое-какие знания о конструкции вашего летательного аппарата всё-таки необходимы. Они не сильно загрузят вашу голову, а вот ясности в вопрос внесут много. В конце концов, не будете же вы, грохнув свою модель, рассказывать коллегам по аэродрому, что у вас сломались «вон та деревяшка и вот эта реечка», а еще и «вот эта штуковина» треснула. Да и процесс возможного ремонта представите более осмысленно.

Все модели устроены довольно похоже, поэтому рассмотрим некую обобщенную радиоуправляемую модель самолёта.

Фюзеляж. Он является основой всей модели. На нём крепятся несущие плоскости, хвостовое оперение, шасси. На нём же, как правило, устанавливается двигатель. Внутри помещается аппаратура управления — это приёмник, аккумуляторы, рулевые машинки.

Крыло. Собственно то, что создаёт подъёмную силу. Именно крыло позволяет держаться модели в воздухе. Оно состоит из левой и правой консолей. Консоли могут устанавливаться под небольшим углом одна к другой, в этом случае их законцовки будут располагаться несколько выше корневых частей. При виде спереди крыло будет иметь слегка V-образную форму. Угол V крыла применяется для повышения устойчивости модели по крену.

Элероны — рулевые поверхности, расположенные на задней кромке крыла и отклоняемые вверх-вниз в противофазе. С их помощью самолёт управляется по крену (наклоняется влево и вправо).

Левая и правая половинки крыла называются консолями.

Хвостовое оперение. В классическом варианте состоит из вертикальной части, которая называется киль, и горизонтальной — она называется стабилизатор. Хвостовое оперение обеспечивает устойчивость самолёта — чтобы он летел прямо и ровно, а не кувыркался в небе, беспорядочно меняя направление движения.

На задней кромке киля располагается руль направления, на задней кромке стабилизатора — руль высоты. Названия рулевых плоскостей говорят сами за себя.

Шасси. Позволяет модели взлетать с земли и садиться на нее. Наличие шасси необязательно, в этом случае старт модели происходит с рук, а посадка — «на брюхо».

Двигатель. То, что движет модель, позволяя ей набирать высоту и поддерживать необходимую скорость.

Бак. Он содержит топливо, необходимое двигателю.

Приёмник. Осуществляет приём сигнала передатчика, его усиление, обработку и «раздачу» на рулевые машинки.

Рулевые машинки. Они преобразуют сигнал с выхода приёмника в движения рулей модели посредством подсоединённых тяг.

Приёмник и машинки питаются от бортового аккумулятора — это, как правило, батарея из четырёх «пальчиковых» элементов.

С чего начинается выбор модели?

Люди, которые никогда раньше не летали на радиоуправляемых моделях, зачастую выбирают свою первую модель исключительно по внешним признакам, покупая наиболее приглянувшийся самолёт. И такое желание вполне оправданно — хочется же иметь самую красивую модель… А в результате первой покупкой иногда оказывается сложный в управлении пилотажный самолёт или хорошая копия самолёта времен второй мировой войны, которой управлять, может быть, еще сложнее. Верно ли такое решение?

В отличие от моделей судов и автомобилей, летающие модели не позволяют учиться «потихоньку», выбирая вначале скорость поменьше. У них есть минимальная скорость, по достижении которой они плохо управляются и просто валятся на землю. На авто- или судомодели, если вы запутались в управлении, можно просто убрать газ и затормозить. С самолетом так не выйдет. Если уж вы взлетели, то надо и посадку делать, иначе будут «дрова». Поэтому первая модель должна вас научить обходиться без «дров». А уж высший пилотаж и прочая эстетика с истинным наслаждением от полета, — это потом.

Давайте-ка лучше вспомним, какую и для чего мы выбираем модель. В первую очередь нам нужно научиться летать — взлетать, держать модель в воздухе, благополучно приземлять ее. Поэтому модель прежде всего должна хорошо подходить для обучения и тренировок, в самую последнюю очередь удовлетворяя вашим эстетическим запросам. Какими свойствами должна обладать учебная модель?

  • Самолет должен быть устойчивым, то есть хорошо держаться в воздухе без активного участия пилота, хотя бы некоторое время. Устойчивые самолеты «прощают» многие ошибки пилотирования, присущие новичкам.
  • Самолет должен быть ремонтопригодным. Горькая правда жизни состоит в том, что ваша первая (да и вторая тоже) модель рано или поздно окажется более или менее подломанной, а то и разбитой в труху — по той простой причине, что вы учитесь летать. Поэтому учебная модель должна позволять проводить простой и быстрый ремонт повреждений и быть изготовлена из дерева или пенопласта, но никак не быть формованной из стеклопластика.
  • Ну и конечно же, модель должна иметь изрядную прочность, но — не в ущерб лётным качествам. Она должна позволять выдерживать жёсткие посадки, но и летать неплохо.

Требования, конечно, противоречивые, но существуют учебные модели, успешно сочетающие в себе все необходимые свойства.

Так что если вы действительно хотите научиться летать, будьте готовы немного поступиться внешним видом самолёта и в качестве первой модели выбирать ту, которая лучше всего подойдет для тренировок.

Если попытаться классифицировать вообще все летающие модели, список окажется весьма длинным, а тесная взаимосвязь классов достаточно запутанной. Классификация вообще занятие сложное и неблагодарное. Да и нужно ли оно сейчас? Вспомнив, что подбираем модель для тренировок и обучения азам пилотирования, мы сможем ограничиться лишь несколькими наиболее распространенными вариантами.

Что же может выбрать начинающий для обучения пилотированию?

  • Самолет с двигателем внутреннего сгорания (ДВС)
  • Электролёт
  • Планер или мотопланер

Расскажем о каждом типе моделей поподробнее.

Самолеты с двигателем внутреннего сгорания

Учебный самолёт с ДВС, как правило, называется «тренировочным» или, для краткости, тренером. Это самолёт с верхним расположением крыла, которое имеет выраженный угол V, придающий модели требуемую устойчивость. Фотография такого самолёта приведена в начале статьи.

Тренер хорош прежде всего тем, что позволяет не только научиться взлетать, садиться и держаться в небе, но и выполнять простейшие фигуры высшего пилотажа — бочки и петли. Еще одно преимущество тренера — возможность полётов даже в достаточно сильный ветер. Ну и конечно же, он больше всего похож на «настоящий» самолёт.

Однако такой тип учебных моделей имеет и ряд недостатков. Прежде всего, вам понадобится инструктор — человек, который научит вас заводить и регулировать двигатель вашего самолёта и проведёт от начала до конца весь процесс обучения полётам. Самостоятельно научиться летать на тренере без серьёзных его повреждений практически невозможно. Так что при отсутствии инструктора рассмотрите возможность полётов на иных типах моделей.

Оптимальным для обучения представляется тренер размахом 1400…1600 мм, с двигателем рабочим объёмом 6.5…7 куб.см и массой 2000-2500 грамм. Он не будет сильно бояться ветра, и в силу большого размаха будет хорошо виден даже на большой высоте. Впрочем, ничуть не хуже окажется и самолётик размахом 1200…1300 мм с двигателем объёмом 3.5…4 куб.см. А для того, чтобы маленький самолёт было хорошо видно в небе, низ крыла можно окрасить яркой флуоресцентной эмалью.

Тренер может быть изготовлен как из дерева (бальзы или липы и сосны), так и из гофропластика – материала, с виду напоминающего гофрированный упаковочный картон (подобные самолёты еще называют «картонычами»). И у тех и у других моделей есть свои плюсы и минусы. Деревянный самолёт имеет меньшую массу и существенно более высокие аэродинамические характеристики по сравнению с гофропластиковым. С другой стороны, самолёт из «гофры» практически невозможно разбить – он только мнётся и гнётся при ударах, от которых деревянный самолёт наполовину разваливается. А с третьей…с третьей оказывается, что «картоныч» редко способен на что-то большее, чем первоначальное обучение полётам и пилотажу. Деревянный же тренер в опытных руках может творить чудеса. Как правило, на «картоныч» устанавливается более мощный двигатель, чем на бальзовый тренер аналогичного размера.

Впрочем, из всякого правила бывают исключения, и существуют очень грамотно спроектированные «картонычи», по лётным характеристикам не уступающие моделям, сделанным из бальзы.

Электролеты

Основной плюс электролёта — это отсутствие необходимости настройки двигателя и простота запуска. И здесь же кроется главный минус электролёта — недостаток тяги. Как правило, модели с электродвигателем по динамике намного хуже моделей с ДВС. Еще один минус — некоторая дороговизна электронной начинки этой модели.

Однако электролёт проще в управлении, чем тренер с ДВС, и менее резв. Он позволяет научиться летать без инструктора, в одиночку — если вы по тем или иным причинам не нашли инструктора.

Оптимальным для обучения электролётом представляется опять-таки высокоплан с изрядным углом V крыла, размахом чуть менее 1000 мм. Мотоустановка — двигатель 400-го класса с прямым приводом винта (без редуктора) или 280-го класса с редуктором.

Планеры и мотопланеры

Медленно летающий планер — идеальная учебная парта для тех, у кого нет поблизости инструктора, а финансовое положение оставляет желать лучшего. Пусть это будет моё личное мнение, но человек, научившийся летать на планере и сразу приучающийся беречь каждый метр высоты и продумывать каждый манёвр, перейдя в дальнейшем на моторную модель, будет летать намного более осознанно и аккуратно.

Главный плюс модели планера — быстрота и простота подготовки к старту. Здесь не требуется запускать и настраивать мотор, заботиться о топливе. Благодаря отсутствию мотора планер является наиболее дешёвой из возможных учебных моделей.

Но в отсутствии мотора есть и большой минус. Для запуска планера (а запускается он подобно воздушному змею) вам потребуется приятель, который будет не прочь побегать в течение всего полётного дня — или резиновая катапульта, которую вы будете растягивать самостоятельно.

Впрочем, этот минус легко устраняется установкой на планер небольшого двигателя внутреннего сгорания или электромотора, при этом сохраняются все основные преимущества планера — неспешность полёта и некоторая задержка в реакциях на движения ручек передатчика.

Уменьшенную вследствие большого размаха маневренность планера можно отнести не к минусам, а к плюсам. Менее маневренная модель будет прощать пилоту более грубые ошибки и позволит научиться летать и без инструктора. Скептики же, заявляющие о невозможности выполнения петель и бочек на планере, могут убедиться в обратном на любых соревнованиях по радиоуправляемым моделям планеров.

Наилучшим образом для обучения подойдёт планер размахом 1700-2200 мм, массой около 1 кг. Мотопланер же будет аналогичных размеров, но потяжелее — до полутора килограммов, в зависимости от массы мотоустановки.

Мотопланер с электродвигателем.

Мотопланер с электродвигателем.

Cтроить самому или покупать?

Хорошо, модель мы с вами выбрали. А откуда её взять? Купить? Сделать? Вот тут решать только вам.

  • Купить готовый самолет или ARF-набор (Almost Ready to Fly / Почти Готовый к Полетам)
  • Купить набор заготовок для сборки (Kit)
  • Делать все самому, с нуля.

ARF

Kit

Самодельный самолет.

Самодельный самолет.

Вариант получения модели в подарок, наследство, за долги или приобретения за ящик пива в ближайшем кружке не рассмотрены в виду их очевидности.

Сделать самому — дешево, практически бесплатно при желании, но дольше. В зависимости от ваших навыков, наличия времени и используемых материалов уйдёт от месяца до полугода. Если соберетесь строить сами — ознакомьтесь с этим материалом.

Но в любом случае, постарайтесь сразу позаботиться о том, где и у кого вы будете консультироваться, потому что, обладая нулевым начальным опытом, можно понаделать немало ошибок, которые затруднят или даже сделают невозможными полеты вашего крылатого чуда.

Купить набор? Если перспектива самостоятельного изготовления модели вас пугает до потери сознания, а денег на готовую не хватает, попробуйте рассмотреть промежуточный вариант — набор заготовок (Kit). Это и дешевле готовой модели, и сделаете вроде как сами. Набор собирать просто — в инструкции, как правило, всё ясно показано. Набор вы соберете быстро — обо всём уже кем-то подумано за вас, ваша задача — следовать инструкции.

Ну а если нет навыков, желания или времени строить — покупаем модель в магазине или у кого-то из моделистов.

Как разобраться в том, что вы хотите, строить или покупать?

Тут можно отталкиваться от смысла, которым наполнено ваше хобби. Хотите просто летать — покупайте готовую модель. Хотите и строить и летать — тогда покупайте набор или делайте модель сами по чертежам, найденным в Интернете или журналах. Ориентировочные сроки подготовки моделей к полёту таковы:

  • ARF: неделя-две спокойной работы по вечерам
  • Kit: от недели до месяца
  • Самодельная модель: при отсутствии навыков моделирования от 1 до 6 месяцев, в зависимости от ваших талантов

Сразу хочется предостеречь самодеятельных конструкторов: если вы никогда до этого не делали радиоуправляемых летающих моделей, ни в коем случае не вносите в конструкцию, предложенную в журнале, никаких изменений. Делайте, как велено. Даже если что-то вам кажется нерациональным. Когда начинающий пилот привозит на поле свою первую улучшенную (по его мнению) им же конструкцию из журнала, бывает, что у окружающих моделистов волосы поднимаются дыбом. А некоторые — так даже плачут от восхищения, хотя изначально модель, описанная в статье, обладала отличными лётными данными… Естественно, что о полётах на перетяжелённой и ослабленной в силовых узлах модели речи не идёт.

Так или иначе, если ваша цель — научиться летать в кратчайшие сроки, первую модель имеет смысл купить, чтобы не завязнуть на полгода с ее изготовлением. Даже если вам очень хочется ее сделать самостоятельно.

Тем, кто хочет в дальнейшем делать самолёты сам, можно посоветовать первую модель все-таки собрать из набора. В процессе сборки наработаются навыки и приобретутся знания о типовых конструктивных решениях тех или иных узлов модели, а время, потраченное на постройку, окажется намного меньше времени создания самодельного самолёта.

Что нужно для запуска

Ну что ж, будем считать, что теперь вы знаете достаточно, чтобы осознанно сделать выбор своей первой модели. Или, по крайней мере, сформулировать вопрос к знающим людям. Такой вопрос, за который вас не засмеют и не отправят читать книжки, а с пониманием ответят. Поэтому пойдёмте дальше и попробуем выяснить, что еще потребуется для запуска модели.

Аппаратура радиоуправления

Это передатчик с ручками, при помощи которого вы будете управлять самолетом, а также бортовая электроника (приемник и рулевые машинки). Выбор аппаратуры — вопрос непростой, и тема для отдельных статей, которые вы можете найти на этом сайте. Единственное, что можно сказать наверняка — то, что аппаратура должна быть обязательно с типом модуляции FM, а не АМ, с четырьмя пропорциональными каналами, не меньше. Тренировочная модель не требует более четырех каналов, чаще два-три, но так уж повелось, что аппаратура с числом каналов меньше, чем четыре, вряд ли пригодится вам в дальнейшем, и купив двух-трёхканалку, уже для второй своей модели вы будете покупать новую аппаратуру.

Авиамодельный симулятор

Абсолютно незаменимая вещь в хозяйстве. На нем можно прекрасно отработать первоначальные навыки управления, без риска сломать свою первую модель и без затрат времени и денег на её ремонт.

Что это такое, можно прочитать в статье об авиамодельных симуляторах.

Оборудование для запуска

Помимо самой модели и аппаратуры, для запусков вам потребуются дополнительные аксессуары. Например, леер для планера, или стартер и топливо для ДВС. Кроме того, в поле будут полезны некоторые общеупотребительные инструменты и материалы для быстрого ремонта прямо на месте. Все это рассмотрено в следующей главе, применительно к различным типам моделей. Речь пойдет не только о том, что вы возьмете с собой в поле, но и о том, что останется дома. В конце концов, вам ведь нужна более-менее полная картина того, чем запасаться для полётов и чем оборудовать мастерскую.

Оборудование для запуска моделей с ДВС

Топливо и заправочные приспособления. Как правило, используемое топливо состоит на 80% из метилового спирта и на 20% — из касторового масла. Хранить его следует в герметически закрытой ёмкости, лучше всего канистре.

Для заправки модели потребуется специальная помпа, ручная или электрическая. При её отсутствии можно обойтись и пластиковой бутылкой с соответствующим наконечником.

Ручная помпа.

Ручная помпа.

Канистры с топливом.

Канистры с топливом.

Питание для стартера и свечи. Для питания стартера используется 12-вольтовый аккумулятор: либо герметичный свинцовый на 7.2 А/ч — от блока бесперебойного питания компьютера, либо тот, что установлен в вашем автомобиле.

Аккумулятор.

Аккумулятор.

Стартовая панель.

Стартовая панель.

Для того, чтобы питать свечу двигателя при запуске, потребуется стартовая панель, подключающаяся к этому же аккумулятору, или отдельный аккумулятор на 1.2 В, имеющий достаточно большую ёмкость — несколько А/ч. Панель предпочтительнее, поскольку она позволяет плавно менять напряжение на свече, да и в этом случае не нужно возить с собой отдельного аккумулятора для накала свечи.

Не забудем и цанговый зажим для подключения проводов от панели к свече.

Цанга с внешним питанием.

Цанга с внешним питанием.

Цанговый зажим со свтроенным аккумулятором.

Цанговый зажим со свтроенным аккумулятором.

Стартер. Он позволит вам не утруждать себя запуском двигателя вручную. Вещь хоть и не необходимая, но весьма полезная. По крайней мере, в поле он поможет вам сэкономить немало времени на запуске двигателя.

Инструмент, запчасти, материалы для ремонта. Комментарии излишни. Вы берете с собой не только модель и стартовое оборудование, но и инструмент и материалы для сборки, настройки и возможного ремонта модели.

Полётный ящик. Это то место, куда вы и будете складывать всё вышеперечисленное. Ящик можно купить, можно сделать самому. Главное, чтобы в него помещалось всё — и передатчик, и топливо, и инструмент. Поэтому с особым вниманием отнеситесь к покупке или изготовлению этого вместилища — неудобно всё-таки нести в одной руке модель, во второй — ящик, а в третьей — передатчик, который почему-то в ящик не поместился. Даже если вам всего-то нужно перетащить модель и все необходимое от подъезда до машины, не пренебрегайте ящиком — он позволит хранить инструменты и оборудование в порядке и не забывать ничего при выезде на поле.

На приведённых фотографиях показаны два различных полётных ящика — с так называемыми «рогами» — подставкой под фюзеляж для удобства сборки модели — и без оных. Хорошо видны канистры с топливом и стартовые панели.

Оборудование для запуска моделей с электродвигателями

Набор инструментов остаётся неизменным, полётный ящик станет поменьше. «Электрички» не требуют топлива, стартёра — и требуют иных дополнений, необходимых для взлёта.

Ходовые аккумуляторы. Помимо аккумуляторов, питающих передатчик и приёмник, потребуются еще и аккумуляторы для питания ходового электродвигателя, которые могут отдавать большой ток. Лучше всего иметь две батареи — пока на одной вы летаете, другая заряжается.

Быстрый зарядник. Это зарядное устройство, позволяющее заряжать ходовые аккумуляторы от бортовой сети автомобиля прямо в поле, в течение 30-60 минут.

На фото ниже показаны ходовые аккумуляторы и быстрый зарядник.

Еще одно необходимое дополнение — это регулятор хода для электродвигателя модели. Несмотря на то, что данное устройство устанавливается на борту модели, оно упомянуто в этом разделе — потому, что покупка его также потребует определённых затрат.

Оборудование для запуска планеров

И снова инструменты и полётный ящик составят наш багаж. По большому счёту, для первых полётов, когда ваш друг запускает планер с руки, а вы им рулите — больше ничего и не надо. Но вот когда вы освоите полёт с руки по прямой — а это происходит, как правило, за один — два дня — вы захотите забросить планер повыше. Вот что вам понадобится для этого:

Леер. Леска диаметром 1. 2 мм. С ее помощью планер запускается подобно змею, а достигнув максимальной высоты, отцепляется и летит самостоятельно, управляемый пилотом. Для ускорения движения планера при затяжке часто применяют блок. В этом случае один конец леера крепят в земле с помощью стального штыря, второй его конец цепляют за крючок на планере, а тот, кто тянет планер, держит в руках блок.

При отсутствии помощника вполне можно использовать катапульту — это тот же самый леер, привязанный к резиновому жгуту, закреплённому в земле. В этом случае достаточно растянуть резину, прицепить к лееру планер — и можно лететь.

катушка с леером.

катушка с леером.

Ролик.

Старт планера.

О чём следует подумать, пока не поздно

Авиамоделизм — увлекательная штука, и затягивает в него, как в водоворот. И бросить это потом очень сложно, а главное -не хочется. Поэтому подумайте еще раз, готовы ли вы нырнуть в этот омут?

Насколько сильно ваше желание заниматься авиамоделизмом в течение продолжительного времени?

Если вам просто интересно попробовать, не тратьтесь пока и не бегите в магазин. Найдите тусовку моделистов, договоритесь о встрече на поле. Придя к ним, честно и прямо объясните, что вам было бы очень интересно попробовать полетать, но вы не уверены, понравится ли это вам настолько, чтобы заняться моделизмом самому. Посмотрите, как что летает. Попросите попробовать порулить моделью — опытный пилот всегда сможет дать вам порулить немножко, если только у него не супердорогой самолёт. Моделисты, хоть и с виду народ свирепый, в помощи редко отказывают, если об этой помощи тактично просят.

Не торопитесь с покупкой, если совсем не уверены в том, что вам так уж хочется летать. Дозрейте хотя бы до состояния «желание летать вроде сильное, но не уверен на 100%» и тогда уже подумывайте о приобретении своего беспокойного лётного хозяйства. Ну а если не «вставляет» вас даже после вылазки на аэродром, бросайте вы это дело. Иначе, купив самолёт и кучу оборудования, будете потом долго и мучительно всё это распродавать себе в убыток. Загляните на форум — там, вероятно, и посейчас висит парочка объявлений о подобной распродаже…

Есть ли у вас знакомый, умеющий управлять летающей моделью, который согласится обучить вас полётам — то есть инструктор?

Допустим, желание летать у вас есть, сильное и устойчивое. А есть ли у вас инструктор, который будет учить вас летать? Если есть — это отлично. Если нет, то круг выбора учебной модели слегка сузится. Вашей учебной моделью станет планер или мотопланер, причём планер может оказаться попроще — отсутствует мотор, который надо регулировать (или заряжать для него аккумуляторы). Вполне можно использовать и электролёт. На таких моделях намного проще и дешевле научиться летать в одиночку, после занятий в симуляторе — методом проб и ошибок. На самолёте, конечно, тоже можно учиться летать самостоятельно, но вы потратите на это на порядок больше времени — как на обучение, так и на ремонт. А ведь на самолёте вам еще и с двигателем предстоит разбираться — как его заводить, настраивать…

Впрочем, это, скорее, авторское мнение. Многие инструкторы считают, что обучение на самолёте происходит быстрее — его не надо затягивать, как планер, что позволяет сделать больше полётов в единицу времени, а мощный мотор позволяет «вытянуть» модель в критической ситуации.

Представляете ли вы себе объём финансовых вложений, которых потребует авиамодельное хобби?

В конечном итоге все рассуждения о первой модели сводятся к единому знаменателю — деньги, деньги и еще раз деньги. Без них, увы, никак не обойтись. И вот здесь жестокий удар разочарования приходится прежде всего по самым молодым моделистам — тем, кто еще не имеет работы и кому родители не могут выдать хотя бы пятидесяти долларов на подержанную аппаратуру… но без минимального количества денег на аппаратуру вы можете рассчитывать только на полёты свободнолетающих моделей, которые будете строить сами.

А ведь авиамоделизм требует гораздо большего, чем 50 долларов на полуубитую аппаратуру. Конечно, не всё сразу, но в зависимости от класса моделей, которыми вы станете заниматься в дальнейшем, ваше хобби потребует тех или иных финансовых вливаний.

Заключение

Хочется надеяться, что по прочтении этой статьи вы уже не пойдёте на форум с вопросом «Помогите. Я полный чайник, но хочу радиоуправляемую модель!! Какая лучше всего. А что надо для запуска. «. Теперь-то вы уже в курсе, что к чему, и скорее всего, после изучения того, что есть на рынке, повесите на форуме скромненькое объявление: «Куплю тренер, с аппаратурой и двигателем, а также стартёр и прикур для свечки». Или, купив аппаратуру, поищете чертежи простенького планера, уже зная примерно, что в нём для чего предназначено, построите его сами, и, научившись летать, станете первым моделистом в вашем родном городе…

Не забывайте, что выбор вашей модели — только ваш, и никто и никогда не даст вам правильный на 100% совет. Не мучайте других моделистов, прося их сделать ваш выбор за вас. Ведь теперь, зная основные критерии выбора первой модели, вы сами найдёте то, что вам лучше всего подойдёт.

Самолет на радиоуправлении своими руками: мечта или реальность?

С детства многие мечтают о полетах. Кому-то хочется стать пилотом и управлять большими пассажирскими лайнерами, а кто-то мечтает о собственном небольшом самолете, которым можно летать в свободное время. Самолеты на радиоуправлении — отличный способ осуществить эту мечту, не обладая навыками пилота. Сегодня технологии позволяют сделать такой самолет своими руками.

Конечно, это непростое занятие, требующее знаний, усидчивости и терпения. Но если все сделать правильно, можно получить настоящий летающий аппарат, управляемый дистанционно при помощи радиосигнала. Давайте разберемся, насколько реально собрать радиоуправляемый самолет в домашних условиях.

Что нужно для создания самолета на радиоуправлении

Чтобы смастерить работающий самолет, потребуются:

  • Чертежи и схемы для изготовления деталей.
  • Материалы — древесина, пластик, металл, ткань.
  • Инструменты — станки, ножовка, отвертки и т.д.
  • Мотор, винт, радиоаппаратура управления.
  • Аккумуляторы и другие элементы конструкции.

Конечно, чем профессиональнее будет оснащение, тем лучше. Но в принципе, базовый вариант самолета можно собрать и в домашней мастерской при наличии необходимых знаний.

Основные этапы создания самолета на радиоуправлении

Процесс создания радиоуправляемой модели самолета можно разбить на несколько ключевых этапов:

  1. Разработка чертежей и дизайна.
  2. Подготовка материалов и инструментов.
  3. Изготовление элементов конструкции.
  4. Сборка и настройка.
  5. Тестирование и отладка.

Для успеха каждый из этих этапов должен быть выполнен максимально качественно. Особенно важны прочность конструкции и правильная работа системы управления.

Сборка модели самолета

Как сделать самолет на радиоуправлении своими руками

Давайте рассмотрим более подробно, как можно изготовить простейший радиоуправляемый самолет в домашних условиях. Для начала нужно найти или разработать чертежи модели. В интернете можно найти множество готовых вариантов. Выбираем подходящий и делаем распечатки в масштабе.

Далее подбираем материалы. Для крыльев отлично подойдет пенопласт или вспененный пластик. Фюзеляж можно сделать из прочной фанеры или древесины. Детали соединений изготавливаем из металла или пластика. При помощи инструментов вырезаем детали по чертежам, тщательно обрабатываем и подгоняем. Собираем каркас, устанавливаем мотор, винт, радиоаппаратуру. Места соединений укрепляем клеем или стяжками.

После полной сборки проводим тестовые запуски и настройку. Отлаживаем работу двигателя, управления, при необходимости укрепляем конструкцию. И наконец, после всех проверок и доводок наш радиоуправляемый самолет готов подняться в воздух! Конечно, для изготовления модели потребуется немало времени и усилий. Но результат того стоит — ведь это воплощение детской мечты о полетах!

Первый полет радиоуправляемого самолета

Требования к безопасности при создании и эксплуатации самолета

Хотя самолеты на радиоуправлении обычно невелики по размеру, при их создании и использовании нужно обеспечить ряд мер безопасности:

  • Прочность всех элементов конструкции.
  • Надежность работы двигателя и аккумуляторов.
  • Защита винта от повреждений.
  • Стабильная радиосвязь пульта управления и самолета.
  • Полеты вдали от людей и препятствий.

Также обязательно ознакомиться с правилами эксплуатации радиоуправляемых моделей в вашем регионе. Соблюдение всех требований позволит получить удовольствие от полетов и избежать неприятных последствий.

Плюсы и минусы создания самолета на радиоуправлении своими руками

Самостоятельная сборка модели имеет как преимущества, так и недостатки:

  • Возможность воплотить свои идеи в реальность.
  • Получение ценного опыта.
  • Доступность и низкая стоимость.
  • Требует много времени и усилий.
  • Необходимы специальные навыки.
  • Возможны ошибки на этапе создания.

Поэтому, прежде чем взяться за такой проект, нужно реально оценить свои знания, опыт и готовность вкладывать силы в достижение результата. А если есть желание и терпение, то процесс создания самолета принесет массу положительных эмоций.

Советы по созданию самолета на радиоуправлении для начинающих

Если вы впервые беретесь за такой проект, вот несколько советов, которые помогут избежать типичных ошибок:

  • Начните с простой модели. Не стоит сразу конструировать самолет со сложным дизайном.
  • Тщательно изучите теорию аэродинамики, принципы полета, особенности конструкции.
  • Проверяйте каждый этап сборки, не торопитесь. Лучше потратить время, но сделать качественно.
  • Заранее продумайте систему управления, подберите надежную радиоаппаратуру.
  • Не экономьте на материалах, особенно если они влияют на прочность.
  • Перед первым запуском тщательно проверьте всю конструкцию.
  • Выбирайте большую открытую площадку для первых полетов на случай ошибок.
  • Будьте готовы к тому, что не все может получиться с первого раза.

Следуя этим простым рекомендациям и проявляя усердие, вы обязательно справитесь и сумеете создать свой первый работающий самолет на радиоуправлении.

Заключение

Самолет на радиоуправлении, сделанный своими руками, станет воплощением детской мечты о полетах. Хотя для этого потребуются определенные навыки, знания и усилия, осуществить такой проект вполне реально. При должной тщательности на выходе можно получить работающую летающую модель. Так что если вы готовы посвятить этому время и силы, то смело беритесь за дело! Тем более что сегодня есть множество источников, где можно почерпнуть нужную информацию для создания самолета на радиоуправлении своими руками.

Простая RC авиамодель из бумаги

Привет ребят! Это видео показывает обзор процесса сборки небольшого и очень примитивного радиоуправляемого самолета, который я недавно построил.

Он использует ствольную коробку и сервопривод от лопасти 120 SR, а также простой 8-миллиметровый двигатель без сердечника с прямым приводом и 60-миллиметровый пропеллер. Если вам понравилось видео, мы будем благодарны ему за лайк! Вы также можете подписаться на этот канал, чтобы помочь мне расширить базу подписчиков и помочь ВАМ увидеть больше подобных видео! Спасибо за просмотр!

Похожие видео:

Простая авиамодель из потолочки Бумажный RC самолет Самодельный RC аэроплан Сколько-сколько. Тест: 18650 ячейки 4S2P и 250ый коптер. Как сделать мини RC самолетик RunCam 2 - Обзор и сравнение с Foxeer Legend 1! Mavic Air - управление дроном и функции мобильного приложения DJI GO 4 Как сделать авиамодель ЯК-54 Как сделать RC авиамодель Обзор трехосевого ручного подвеса DJI Osmo на русском Tiny Whoover.. - много развлечений. Как сделать RC вертолет из картона

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1390 просмотров

Изготовление бальзового самолета в домашних условиях

Привет всем!
Хочу рассказать историю, про свой первый бальзовый самолет. Налетавшись вдоволь на «потолочколетах», захотелось модель из бальзы. Стал искать подходящую модель, не сложную и хорошо летающую. Так же, не мало важным условием являлось, возможность изготовления его в домашних условиях.
Приглянулся Skeeter. На иностранном сайте ветка форума про него растянулась на 290 страниц.
Информации там много всякой, в том числе и несколько вариантов чертежей.

Это очень простой по своей конструкции самолет. Все детали для него можно изготовить без использования специнструмента и тем более лазерной резки! Для контурных деталей (неврюры и носовая часть) можно использовать лобзик. Но даже при отсутствии лобзика их можно вырезать модельным ножом.

Технические характеристики
Размах: 762 мм
Длина: 762 мм
Ориентировочный полетный вес: 380-400 г. Рекомендации по начинке
Мотор: 2209-1050kv 15A,
Винт: APC 9×4.7 и 10×4.7,
Батарея: 3S-850. 1000,
Регулятор: 15-20А,
Сервомашинки: 9-10г — 4 шт.
Изготовление планера
Вобщем, прикупил всяко разной бальзы, от 1мм до 3.5мм и начал строительство. Решил начать с простых деталей, Рудера и Стабилизатора. Распечатал их чертежи, благо находятся в отдельных файлах.
Так как у нас дощечки, а нужны реечки, первым делом нарезаем их. Для этого потребовалась ровная поверхность которую не жалко царапать ножом, метровая металлическая линейка и острый нож.

Готово, реечку отрезали. Теперь подготавливаем стапель для склейки детали. Потребуется доска и прозрачная пищевая пленка. На доске располагаем чертеж и накрываем его пленкой, готово. Далее нарезаем детали прямо по месту на чертеже, фиксируем их булавками и прокапываем Циакрином.

Итак далее, деталь к детали, клея много не льем, быстрее схватывается!

В результате со стапеля сходят вот такие детали.

Теперь можно аккуратно проклеить все стыки и обработать наждачкой. Очередь горизонтального стаба. Технология та же, чертеж на досточку, сверху пленочкой и понеслась.

Палочка к палочке, получилась лесенка.

После обработки наждачкой, получаются очень симпотишные детали!

По схеме носовая часть делается из сплошного бруска бальзы, но за не имением дощечек нужной размерности (6мм) вырезал две таких детали из 3мм бальзы и склеил на PUR 501 (Титан думаю тоже сойдет или ПВА).

Ну а дальше по накатанной технологии, прикладываем к чертежу, режем планочки по месту, фиксируем циакрином.

Местами требуются брусочки 6Х6, там делаю 2 по 6Х3 (6мм бальзы не смог найти).

Не стал сразу вклеивать площадку под сервы РВ и РН, решил вклеить потом под конкретные машинки. Ну и еще загвоздка с фонарем, требуется гнуть бальзу, учу матчасть. Почитал как гнуть бальзу. Получается ее нужно как следует намочить и в таком состоянии она становится гибкой.
Намочил только ту часть рейки которая должна гнуться, подложил пленку, побрызгал водой, накрыл пленкой. Через 10мин рейка хорошо пропиталась и стала гибкая.
Сгибаем, фиксируем булавками, проклеиваем циакрином.

Доклеиваем хвостовую часть фюзеляжа и площадку под сервы.

После высыхания, снимаем со стапеля, проклеиваем с обратной стороны и прочие места где надо. Зашкуриваем все лишнее и неровное, идем взвешиваться.

Все вместе 42г, отдельно фюзеляж 31г.

Крыло
Продолжим постройку, а очередь подошла к крылу.
Так что берем 2мм планку бальзы и размечаем на ней нервюры.

Одной планки как раз хватило на все нервюры.

Получается вот такой веер.

После того как вырезали, попарно подгоняем их друг к другу мелким напильником или наждачкой на брусочке.
Готово, приступаем к элеронам. Нарезаем реечек 3Х6мм, можно сразу побольше. И по отработанной технологии.

Начинаем сборку крыла

Для сборки крыла требуется два вида реечек 6Х6 и 3Х6, но за неимением первых собираю все на вторых, вклеивая их по 2 штуки.

Сборку производил прямо на распечатанном чертеже, аккуратно выставляя на нем реечки и нервюры фиксируем циакрином, постоянно контролируя симметрию.

С помощью малярного скотча фиксировал реечки от выгибания.

Вот уже практически готово, основное время ушло на вырезание нервюр.
Смотрим внимательно все стыки и проклеиваем если необходимо. После того как высохнет клей, обрезаем все лишние и выступающие реечки.
Обрабатываем «напильником», наждачкой на брусочке. Торцы и центр крыла зашиваем 1мм бальзой.
Опишу более подробно процесс сборки крыла, пошагово, как делал сам:

  • Подготовил реечки верхнего и нижнего лонжерона.
  • Положил нижнюю рейку на чертеж и надел на него нервюры, позиционируя их так же по чертежу (пока ничего не клею, только стыкую!).
  • Беру верхнюю рейку лонжерона и одеваю ее на нервюры. Стягиваю его с нижним малярным скотчем (см. фото).
  • Тщательно! проверяю положение нервюр, совмещая крыло с чертежом, поправляю их, чтобы все было ровненько, без перекосов и отклонений от горизонталей и вертикалей.
  • Таким же образом закрепляю рейки второго лонжерона.
  • Убедившись что положение всех деталей совпадают с чертежом, что нет крутки и перегибов, фиксирую все стыки циакрином.

Теперь можно приклеивать переднюю и заднюю кромки, зашивать центральную часть и лобик (по желанию).

Готово, можно делать первую примерку.

Очень не дурственно!

Решил внести некоторые доработки в оригинальную конструкцию и зашить 1 мм бальзой лобик и торцы нервюр на крыле.
Сделал я это с оглядкой на заводские модели, получилось вот так.

Когда зашивал лобик крыла, бальзу пришлось отмачивать, не смотря на достаточно большую гибкость, она все равно норовила треснуть!
Вспрыснул ее с внешней стороны водой из пульверизатора для опрыскивания растений и она стала очень легко принимать нужную форму.

Далее небольшая зарисовка по обтяжке пленкой детали из бальзы.
На правильную инструкцию не претендую, опишу как делал сам.

Для этого нам потребуется нехитрый инструмент в виде утюга, модельного ножа и линейка. А из материалов пленка для обтяжки моделей.
Модельного утюга нет, но для нашей модели сойдет и обычный.

Итак приступим.
Подготовленную к обтяжке деталь (то есть, склеенную, зачищенную шкуркой и очищенной от древесной пыли) прикладываю на подходящий участок пленки и модельным ножом, с припуском в пару см, отрезаю по контуру.

Удаляю защитный слой (не могу сказать что все пленки так сделаны, но если есть, удаляем).

Включаю утюг, прогреваю. Температуру ставлю 100-120гр, это где то в районе первой точки бытового утюга. Качество припайки пленки проверяю на ненужных кусочках пленки и бальзы.
Переворачиваю деталь и отрезанный элемент пленки, прикладываю по месту и аккуратненько утюгом легкими касаниями, крест на крест прихватываю пленку.
Прихватки лучше делать не на углах, а на гранях детали.

После того как пленка закреплена на детали, переворачиваю ее пленкой вниз и модельным ножом обрезаю пленку с припуском равным толщине детали (3-4 мм).
После этого утюгом прихватываю пленку к торцам детали по всему периметру. Теперь пленка надежно закреплена и ее можно проклеивать по плоскости детали, проводя утюгом по всем реечкам.
Получается вот такая красота.

После нескольких часов работы получилось обтянуть несколько деталей.

Дольше всего провозился с РВ, из-за его сложной формы. Ну и не без проблем, при натяжке пленки по всей поверхности стал быстро и сильно водить утюгом по РВ, неожиданно уголок пленки пришкварился к утюгу и я с размаху содрал пленку до половины. Пришлось удалять ее и перетягивать заново.
Так что будьте аккуратны!

Обтянул РН, крыло и фюзеляж.

Капот пока не стал обтягивать, надо сделать вырез под мотораму. Ну и обтягивать я его планирую черной пленкой.

Крыло тоже буду декорировать черным, что то на подобие пламени как у Эддика от ПА.
Прикидка по оформлению фюзеляжа и крыла.

Решил делать так, бумагу с декалями клеим канцелярским клеем на пленку и вырезаем по контуру, прорезая бумагу вместе с пленкой.

Это уже вторая деталь, поэтому бумага вырезана полностью.
Переносим на фюзеляж.

Проглаживать утюгом надо очень аккуратно, постепенно выгоняя воздух из под аппликации.
Это я понял после первой аппликации, следующие уже легли ровнее чем первая.

Переходим к крылу, теперь оно дюже красивое и с именем.

Буковки вырезал очень долго, кропотливая работа, под конец клей высох и пленка начала отваливаться от бумаги.
Потом решил пламя чуть приукрасить, что зря пропадать обрезкам.

В объеме это конечно смотрится намного лучше!

Фух, с обтяжкой вроде закончил, можно приступать к сборке.


Сборка

И так, все детали готовы, моторама вклеена, технологические отверстия под сервы вырезаны, приступаем к сборке.
Сначала вставил крыло, выставил равные диагонали от кончиков крыла до кончиков фюзеляжа и закрепил циакрином.
Потом стабилизатор, так же с контролем геометрии.
Ну а дальше начал навешивать рулевые поверхности, элероны, РВ, РН. Навешивал на майларовые петли.
Получился вот такой планер.

Вес пустого планера составил — 138г.
Крепим моторку, выкос регулируем шайбочками между подрамником и моторамой. Выкос сделал только вправо, вниз не делал.

Кабанчики нарезал из ПВХ уголка.

Установил хвостовые кабанчики, сервы и тяги. Сервы все HXT900.
Тяги — бамбуковые с Z-наконечниками из 50-х скрепок, примотаны нитками на ЦА.

Регулировка длинны тяги не предусмотрена, поставил все на место отрегулировал и зафиксировал ЦА. Дальнейшая регулировка с Пульта, Субтримером.
С сервами на элеронах, все точно так же.

Под приемник сделал лючок на крыле. Приемник прикрепил прямо к лючку, что бы он там не болтался.
Регулятор TURNIGY Basic 18A приклеен на двухсторонний вспененный скотч.

Вот такой получился аэроплан, полетный вес составил 360г.
Теперь ждем летной погоды и летать.

Облет, запланирован на сегодня!

Перед облетом, Skeeter обзавелся шасськами.

Конструкция крепления шасси вот такая.

Две велосипедные спицы, к фюзеляжу прикреплены нейлоновыми стяжками, концы загнуты под 90гр. и входят во вклеенные трубочки от ЧупаЧупса.

В хвост вклеил костыль.

Костыль из 50-й скрепки, приклеен с помощью майларовой петли на ЦА.

Ну все, акки заряжены, пульт и аэроплан загружены в авто, едем на поле. Вот небольшое видео, оператор попался очень разговорчивый.

Пока впечатления непонятные надо влетаться, пару раз неудачно приземлился, сломал винт и подломил фюзеляж.

Полетные краштесты, выявили очень слабое место в фюзеляже.
Вот обвел его рамкой.

Наверное в этом месте стоит продлить рейки которые идут вдоль крыла, и склеить их с центральной рейкой фюзеляжа. Ну или добавить дополнительные косынки.

Центровка оказалась на второй «поперечине» или как ее правильно назвать, на которую сервомашинки опираются.
Вот пометил на чертеже, значком ЦТ.

Это центровка именно для 3D, для облета можно делать немного переднюю.

Ну а тепрь летать и летать

Видео полетов на Скитере.

Фото

Удачное фото, удачного приземления.


Доработки конструкции

Исходный вариант шасси, оказался не рабочим (как это выглядело есть на фото выше).

По задумке, часть спицы, от изогнутого конца под 90 градусов и вставленного в трубочку, вклеенную в фюзеляж, до низа фюзеляжа, должен был работать как торсион.
Но не выдерживал нагрузки и в момент приземления, колеса очень сильно подламывались под себя.

Решил переделать. Добавил плечо побольше, изогнув спицу в сторону хвоста, а кончик заправил в трубочку, вклеенную в фюз. Получилось вот так.

Теперь самолетка, отлично взлетает и приземляется.
В остальном самолет вполне удачный и занимает достойное место в моем авиапарке!

Спасибо что дочитали до конца. Удачных полетов!

/Статья написана по мотивам моих сообщений на форуме сайта rc-aviation.ru в теме Давайте построим Skeeter/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *