Что такое стиль хай тек в архитектуре
Перейти к содержимому

Что такое стиль хай тек в архитектуре

  • автор:

СТИЛЬ ХАЙ-ТЕК В АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ

Х ай-тек (hi-tech от high technology) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Стиль хай-тек переводится дословно с английского как стиль высоких технологий hi-tech- technology. Само понятие высоких технологий подсказывает и их использование в интерьере. Техника самых последних моделей становится одним из элементов дизайна, не только используясь по назначению, но и украшая дом. В данном стиле не принято скрывать различные коммуникации и трубчатые конструкции ( совсем как в фабричном стиле лофт), поэтому здесь они выставляются напоказ.

Линии мебели в интерьере отличаются простотой, четкостью и строгостью. Ящики и полки, шкафы часто встроенные. Цвет встроенной мебели повторяет цвет стен. Мебель обычно выполнена из металла с хромированным покрытием. В интерьере используются металлические, пластиковые, стеклянные элементы. Натуральные материалы дерево и камень используют редко. В интерьерах устанавливают раздвижные двери и перегородки, которые сделаны из металла.

Особенностью освещения в стиле хай-тек является обилие встроенных светильников. Иногда применяют напольное встроенное освещение.

Основные цвета данного стиля — белый , черный, серый металлик. Украшают интерьер картины и скульптуры в духе авангарда. Часто дополняют интерьер черно-белыми фотографиями.

Интерьер в стиле хай-тек всегда будет выглядеть свежо и актуально. Этот стиль подходит людям, идущим в ногу со временем, любящим новаторские идеи и современный ритм жизни!

Национальная ассамблея Уэльса. Архитектор Ричард Роджерс

Национальный центр искусств в Париже.
Арх. Ричард Роджерс, Ренцо Пиано.

Хай-тек уже с 1980-х годов выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х годов развивается био-тек и эко-тек и — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог.

Отличительной чертой данной архитектуры является идеализация и романтизация передовой технологии. Однако на пороге нового тысячелетия архитектура хай-тека решает достаточно прагматичные задачи, связанные с проблемами объединения энергии и ресурсов, экологической ситуации и современными функциональными требованиями к архитектуре. Мы являемся свидетелями и действующими лицами глобальной технологической революции. Она охватывает все среды существования и с огромной скоростью меняет нашу жизнь на этой планете. Хай-тек — это «полигон» для эксперимента, испытания и внедрения в массовое строительство новаторских решений.

Под точкой отчета в развитии «технологического» направления в архитектуре можно рассматривать эпоху первой промышленной революции, когда появились такие металлические сооружения как Хрустальный дворец Джозефа Пекстопа (1851 г.), Эйфелева башня. Также можно отметить работы Шарля Роу де Флеры, Ехана Вильгельма Шведера.

В конце XIX века российская архитектура была истинна. По существу русская инженерная архитектура находилась в авангарде новых технологий, в строительстве. Изобретатели испытывали и внедряли в массовое строительство новые материалы, конструктивные решения, полученные на основе самых современных научных знаний.

Воздействие на формообразование современного хай-тека оказала архитектура советского авангарда. В мировой архитектуре наблюдается возврат к русской архитектуре 20-х годов (конструктивизм, рационализм).

Вторая половина XX века была периодом наиболее интенсивного развития техники. Прорыв, который был сделан в 40-е годы в силу военной необходимости, по инерции давал свои результаты. Новый этап технического прогресса, связанный с высокой наукоёмкостью техники и синтезом различных областей естественно научных знаний, способствовал широкому вхождению техники в повседневную жизнь человека и, как следствие, ее «эстетическому приятию», а также к заметным изменениям в социальной, и культурной, атмосфере. Отражение этого уже проявилось в архитектуре 1950-60-х годов в постройках Ээро Саариена, Людвига Мис Ван дер Роэ, Брюса Гофа, Пьера Луиджи Нерви, Кензо Танга и многих других мастеров архитектуры.

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Национальный центр искусств им. Жоржа Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр Помпиду стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня). Здание, построенное в основном из стекла, металла и бетона, называемое часто «городской машиной», занимает площадь 100 000 кв. м. Все трубопроводы вынесены наружу здания и окрашены в разные цвета в соответствии со своим назначением, что придает сооружению нарядный и красочный вид. Лестницу заменяет эскалатор, заключенный в прозрачную трубу, находящуюся также снаружи здания.

Основными характерными чертами хай-тека являются: использование высоких технологий в проектировании, строительстве, инженерии, использование прямых линий и форм, применение стекла, пластика и металла, использование функциональных элементов и вынесение их наружу здания, частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма, широкое использование серебристо-металлического цвета, почти не используются декоративные элементы.

Стиль хай-тек в архитекутре (high-tech)

Хай-тек (хайтек) (англ. high-tech — высокие технологии) — это такое художественное течение, что возникло в Великобритании в 70-е годы прошлого века. Предельно максимальная функциональность – это основа стиля «хай-тек» («хайтек»). Минимум декоративных излишеств и украшательств. При этом применяется активное внедрение новейших технологий в жизнь человека. Порой его стиль –это выставленные на показ различных архитектурных и технических форм – акцентировано покрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций и прочего антуража нового века, новых технологий. В крайних, не очень популярных, проявлениях стиля хай-тек (хайтек) функциональность и целесообразность технических средств порой уступает выразительности этого стиля. Свет должен гармонично сочетается с пространством, его распределением.

Для конструкций присуща строгость и простота (прямые линии, простые геометрические формы). Оформление, декорирование спокойное, а цветовая гамма довольно однотонна. Большое количество металла и стекла – подчеркивание простых и надежных элементов будущего. Популярны также стеклянные многоярусные галереи с металлическими элементами, что призваны соединить как торговые комплексы, так и развлекательные учреждения, характер внутреннего оформления которых определяют элементы оборудования (Rainbow Centre в Ниагара-Фоллс, США, 1978).

Centre Georges Pompidou (время постройки — 1971-1977 ) – это просто вершина высоких технологий. Авторами этого архитектурного шедевра стали — Renzo Piano и Richard Rogers. Эти архитекторы создали концептуальный продукт поместив все второразрядные помещения за стенами комплекса. Переходы, опорные конструкции были вынесены за пределы позволив тем самым использовать внутренние залы под любые цели. Помещение стало более удобным не став при этом проблемой функциональности или внешнему эстетическому оформлению комплекса.

Отличным образцом стиля является такое здание в Гонконге: Гонконгский и Шанхайский банк (построен архитектором Норманом Фостером в 1986). Его прочные структуры – символ мощи и надежности владельца. , прочность внешних структур которого символизирует надежность хозяина (архитектор Норман Фостер, 1986).

К типичному стилю хай-тека также стоит отнести:

Lloyd’s building (в 1986 году Архитектор Ричард Роджерс показали миру это сооружение)

Lloyd

Financial Times Building (Архитектор Николас Гримшоу. Введен в эксплуатацию в 1988)

Reuters(архитектор Ричард Роджерс. За это здание он получил престижную премию архитекторов Королевского института)

Reuters

Невероятно новаторские идеи в своем детище использовал архитектор Пэй Ио Минь. Он спроектировал самое высокое здание в Азии – Китайский банк в Гонконге. Его рукам принадлежит еще одно, довольно неоднозначное творение – пирамида у входа в Лувр в Париже. Его отличие – масса стекла, гармонично сочетающая в себе тонкие линии металлических конструкций.

Китайский банк

Известен своими новаторскими конструкциями в стиле «хайтек» американский архитектор китайского происхождения Пэй Ио Минь. Он — автор самого высокого в Азии семидесятиэтажного здания Китайского банка в Гонконге (368 м, 1987) и стеклянной пирамиды (вход в Лувр) в Париже (1989). Его сооружения отличает большая легкость, обусловленная сочетанием прозрачного стекла и тонких видимых металлических конструкций.

Здание Pacific Design Center

Мода вначале 80х на стекло и его подвид — поляризационное светоотражающее стала ключевой идеей для сокрытия огромных внутренних конструкций зданий. Стекло позволяет «скрыть» массу и предать конструкции легкость. Здание Pacific Design Center – великолепный пример такого сооружения.

Стремительно завоевывающие мир нанотехнологии открывают перед архитекторами и дизайнерами самые неожиданные перспективы.

Проект мини-гостиницы Тревор
(3 этажа, 30 номеров)
Проект мини-гостиницы «В Лесу»
(5 этажей, 71 номер)

Хай-тек ( hi-tech) в архитектуре .

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology � высокие технологии) � стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в Великобритании в недрах позднего модернизма в 1970-х, получивший широкое распространение в 1980-х и актуальный сегодня.

Хай-тек архитектура 4

Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма ) в основном англичане � Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ж. Нувель, Д. Пакстон, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Хай-тек архитектура 3

Основные черты стиля хай-тек

► Использование передовых современных технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.

► Основой хай-тека становится упор на функциональность.

► Максимально ограничивается использование декоративных элементов.

► Архитектура хай-тек отдает предпочтение стеклу, металлу, пластику, бетону и другим искусственным покрытиям. Стиль противостоит направлениям, использующим натуральные материалы (например органической архитектуре ) .

архитектура хайтек

архитектура хайтек 2

► Широкое использование серебристо-металлического цвета.

► Неприглядные технические детали больше не прячут: в век высоких технологий они становятся, скорее, украшением (использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания). Вентиляционные шахты и трубопроводы декорируются, окрашиваются в разные цвета, а потому подобные конструкции не только не портят общего впечатления от сооружения, но и имеют эстетическую ценность.

► Характерны простые формы и прямые линии. Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку ) .

хай-тек архитектура 2

► Архитекторы экспериментируют с освещением, что в сочетании с зеркальными поверхностями зданий создает эффектное мерцание. Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

► Высокий прагматизм в планировании пространства.

► В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

Хай-тек архитектура

В 70-80-х годах хай-тек был представлен чаще всего �зеркальными� зданиями (�Пасифик дизайн центр� в США).

Для интереьров в стиле хай-тек характерны : встраиваемая техника, стеклянные полки и полы, металлические каркасы, двери и стулья, настенные обогреватели � все элементы глубоко проникнуты технологичностью. Стиль отдает предпочтение приглушенным, спокойным тонам: металлик, белый, серый.

интерьер хай-тек

интерьер хай-тек 2

Частный дом из стекла и полированного бетона в стиле хай-тек » Razor Residence » в Калифонии:

Хай-тек не ставит целью подчеркнуть декоративный аспект сооружения, но, несмотря на это, здания имеют несомненную эстетическую ценность.
Иногда з дания а-ля хай-тек создают эффект �вывернутых наизнанку� (Центр Помпиду в Париже): переходы, опорные конструкции и металлические каркасы расположены с внешней стороны здания.

архитектура хай-тек

Сегодня стиль широко используется для офисных зданий. Он конкретный, четкий и деловитый.

» Hearts Tower «, архитектор Норман Фостер, Нью-Йорк:

Хай-тек в архитектуре.

Штаб-квартира компании 3 m в Милане:

Хай-тек в архитектуре: особенности, примеры

Стиль хай-тек появился в конце XX–начале XXI века как логическое продолжение архитектуры постмодернизма. Ориентированный на использование высоких технологий, архитектурный стиль хай-тек стал своеобразным объектом поп-культуры, сочетая в себе элитарность и максимальный функционализм.

Хай-тек в архитектуре: особенности, примеры

Поделиться
Поделиться

История развития

Принято разделять хай-тек на два периода:

ранний (1960-е – начало 1970-х);

современный (с середины 1970-х и по сегодняшний день).

Своим появлением хай-тек обязан британской архитектурной группе Archigram, которая смогла перенести образы научной фантастики и веянья поп-искусства того времени в реальную жилую среду, создав инновационную архитектуру. Если говорить об идейном вдохновителе стиля, то нельзя не упомянуть работы архитектора Якова Чернихова, созданные еще в 30-е годы XX века, а также здания Людвига Мис ван дер Роэ.

В 60-х годах прошлого столетия английский архитектор Ричард Роджерс и итальянский архитектор Ренцо Пиан спроектировали и построили Национальный центр искусств им. Жоржа Помпиду в Париже, который и стал первым представителем архитектурного стиля хай-тек.

Здание из стекла, металла и бетона сначала вызвало бурные дискуссии и негодование, но сегодня по праву стало одной из главных достопримечательностей французской столицы, наряду с Эйфелевой башней. А в 1969 г. бюро Skidmore, Owings and Merrill был воздвигнут центр Джона Хэнкока в Чикаго.

Большой вклад в развитие стиля внесли Отто Фрай, создавший кинетические структуры, и Ричард Фуллер, спроектировавший геодезические купола.

Нюансы высоких технологий

Архитектурный стиль хай-тек – это в первую очередь абсолютная функциональность зданий, подчеркнутая ясностью пространственных решений и легкостью конструкций. В качестве основных материалов выступает стекло во всех его видах, металл и пластик.

Представляя собой эстетический синтез последних достижений науки и архитектуры, хай-тек несет в себе отпечаток престижности и респектабельности, формируя представление о здании, как об элитном произведении современного искусства.

Среди основных признаков стиля хай-тек:

  • использование технологических новинок;
  • нарочито упрощенные формы;
  • четкий геометризм;
  • использование трубчатых металлоконструкций;
  • наличие лестниц, выведенных из объема здания;
  • децентрованность естественного и искусственного освещения;
  • использование инженерно-технических элементов в качестве декора.

Хай-тек диктует архитектурную моду офисных зданий, аэропортов, культурно-развлекательных центров и небоскребов в мегаполисах по всему миру. Сегодня архитектурный стиль хай-тек получил новые неожиданные перспективы благодаря активному развитию нанотехнологий, предвосхищающих будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *