Как сделать саксофон своими руками из сантехники
Перейти к содержимому

Как сделать саксофон своими руками из сантехники

  • автор:

Саксофон из ПВХ-трубы

…и оригинален! А его тягу к искусству ничто не может остановить! Так, например, кто-то очень расторопный успел заснять небольшое видео о том, как очень творческий уличный музыкант играет на крайне нестандартном музыкальном инструменте. Конечно, и звук, не такой изящный, но очень стильный и «живой», и форма издалека не выглядят необычно: саксофон он и есть саксофон. Вот только мастер создал свой инструмент… явно сам! И музыку он играет на флейте, вернее, саксофоне, водосточных труб – почти как завещал Маяковский.

Вблизи инструмент представляет собой хитросплетения разных отрезков труб – они идеально повторяют форму саксофона, да и музыка из него льётся не хуже, чем из «настоящего» духового инструмента. Можем сделать несколько выводов: во-первых, если тяга к музыке есть, то остановить её невозможно, а во-вторых, народные умельцы, которые и блоху подковать могут, и из труб создать шедевр, до сих пор продолжают дело знаменитого тульского Левши!

Как на двухтактнике сделать звук потише?

у всех идеи то прямоток поставить, то вообще глушак снять, а у меня вот потребность звук задавить, даже если в небольшой ущерб мощности. он не так чтобы сильно орет, для дня нормально, хотя и громче авто. но вот если в 4 утра едешь на рыбалку то его слышно за километры, перед мирно спящими соседями по даче как то неудобно. спрашивается:

1. какие типы (типы — в смысле ‘стандарт’, ‘саксофон’, ‘резонатор’, etc) глушаков самые малошумящие? какие конкретные модели каких фирм самые малошумящие?

2. помимо глушака что сильно на звук влияет — фильтр, все связанное с вибрацией? может где-то можно звукоизоляцию расположить, к примеру поверх кожуха охлаждения?

3. какие доработки глушака на эту тему можно сделать? особенно интересно если какую-нибудь съемную насадку на глушак, бывают такие?

ps. в магазинах по глушителям часто не пишут не только модель под какую они расчитаны, но даже кубатуру. они что, все взаимозаменяемы по креплению, кубатуре, 2т/4т? меня интересуют те что на honda dio 18 пойдут

Подборка поделок из остатков труб

Трубы из поливинилхлорида, они же трубы из ПВХ, вошли в жизнь современного человека с элегантностью электричества и мобильной связи: любой сантехник скажет — в доме это незаменимая вещь! И будет прав, потому что прекрасные трубы самых разных размеров используются чуть ли не во всех бытовых ситуациях, хоть и призваны в основном заменять старые стояки.

трубы канализационные пвх

© Depositphotos

Признательное человечество по-своему отдает дань феномену поливинилхлорида, а самая большая волна энтузиазма приходится как раз на поделки из пластиковых труб. Поверь, уже есть целые руководства, популярно объясняющие, как и что можно сделать.

Редакция «Так Просто!» с удовольствием присоединится ко всем изобретателям и другим людям, не лишенным конструкторской искры, и споет свою оду обычным канализационным трубам, которые несут нелегкую службу чуть ли не в каждом санузле планеты Земля.

девушка сантехник

© Depositphotos

Подборка поделок из остатков труб

Кроме того, что замечательные трубы долговечны и крепки, они обладают еще одним прекрасным качеством — абсолютной гибкостью в построении самых разных маршрутов для подачи или отвода воды. В головах прирожденных инженеров сразу же возникает вопрос: «А что если я сделаю вот так?» Выяснилось, что ПВХ-трубы отлично идут на сотрудничество. Давай удивляться вместе.

полка для обуви

    Полка для обуви
    Кто бы мог подумать, что водопроводные трубы пригодятся для обувной полки? Хочешь, сооруди переносную, а хочешь — стационарную. Тебе понадобится несколько обрезков и пара-тройка фитингов, которые остались после ремонта.

© Pinterest
полка для обуви в прихожую© Pinterest
Мебель
Если труба легко выдерживает несколько пар обуви, то почему бы не попробовать нагрузить вот такую привычную конструкцию человеческим телом? Поверь, это еще самый простой вариант: в интернетах можно обнаружить целые мебельные гарнитуры!
складной стульчик

машина автомобиль

Транспортные средства
Если ты любишь ездить на машине и с таким же трепетом относишься к трубе из ПВХ, тогда есть смысл присмотреться вот к такому варианту. То, что ты видишь, вполне рабочая модель. Конечно, на бал в таком не отправишься, но прокатиться по двору — вполне! В жизни же умельцы давно с удовольствием мастерят самокаты, тележки и даже миниатюрные катамараны, на которых запросто могут кататься дети.
© Pinterest

  • Ограждения
    Мы в интернете видели настоящие частоколы из труб, которыми хозяева ограждают свои фазенды. Если честно, выглядит круто: беленький забор и, возможно, даже отапливаемый. Если честно, это тема для отдельного материала, но вот калитка, чтобы отделить часть пространства от любимого лабрадора или любознательных соседских детей, точно подойдет. Гениально!
    установка забора© Pinterest
  • Арки и беседки
    Трубы подходят не только для того, чтобы строить из них заборы и калитки, но и для того, чтобы создавать другие прикольные штуки, например беседки или цветочные арки. Здесь у нас абсолютные мастера: в первом случае прирожденный эстет с руками, растущими прямо из творческого мозга, во втором — владелец завода по производству труб, который технично управляется со всякими обрезками. Вероятно и коллектив у него организован так же грамотно.
    арки для сада

    беседка своими руками

    © Pinterest
    © Pinterest

    домашние поделки

    Клевые мелочи
    Мы слегка ушли в сторону больших форм и глобального инжиниринга, а стоит позаботиться и о тех, кто не планирует в ближайшем будущем обзаводиться транспортом или домом из труб пвх. Если обувная полка тебе тоже не нужна, попробуй использовать остатки труб вот так. И времени много не займет, и душу порадует.

    © Pinterest
    поделки в домашних условиях© Pinterest
    Музыкальные инструменты
    Оказалось, пластиковые канализационные трубы прекрасно резонируют, а значит, годятся и для того, чтобы сделать из них, к примеру, ксилофон, саксофон или даже орган. Если ты обладаешь абсолютным слухом и не обладаешь достаточным количеством денег, чтобы купить настоящий инструмент, используй ПВХ-трубы. Посмотри на парня на фото. Как думаешь, из чего сделана его флейта?
    волшебная флейта

    Специально для тех, кто настроен на максимум практичности, предлагаем посмотреть вот это видео. Пусть оно выступит как мотивационное, если раньше ты ничего не знал о том, как из пластиковых труб создавать шедевры.

    Лично нашу редакцию поделки из труб ПВХ очень даже заинтересовали. Мы пока размышляем, с чего начать: то ли с саксофона, чтобы можно было в перерывах между обсуждениями сыграть несколько джазовых стандартов, то ли с самоката, чтобы гонять по офису с ветерком. Будет здорово, если и ты подскажешь нам какую-нибудь интересную идею.

    Автор статьи
    Дмитрий Сидоров

    Наш остроумный редактор, статьи которого — практически готовые тексты для стендап-шоу: бери и читай. Физика, история, музыка, поэзия и китайский язык — вот неполный список того, что затрагивает струны души Дмитрия. Главный вопрос для размышлений — смысл жизни. Для чего всё это? Зачем человек находится здесь? За ответами Дима ездил в Китай, и это путешествие его преобразило. В свободное от работы время обожает крутить баранку. «Пикник на обочине» Стругацких и «Непобедимый» Станислава Лема — любимые книги Димы.

    Музыка 33 тысяч труб: как устроен орган, единственный музыкальный инструмент, в котором можно побывать

    Когда неприметная дверь, окрашенная в бежевый цвет, открылась, взгляд выхватил из темноты лишь несколько деревянных ступенек. Сразу за дверью ввысь уходит мощный деревянный короб, похожий на вентиляционный. «Осторожнее, это органная труба, 32 фута, басовый флейтовый регистр, – предупредила моя провожатая. – Подождите, я включу свет». Я терпеливо дожидаюсь, предвкушая одну из самых интересных в моей жизни экскурсий. Передо мной вход в орган. Это единственный музыкальный инструмент, внутрь которого можно зайти.

    Олег Макаров

    Органу больше ста лет. Он стоит в Большом зале Московской консерватории, том самом знаменитом зале, со стен которого на вас смотрят портреты Баха, Чайковского, Моцарта, Бетховена. Однако все, что открыто глазу зрителя, — это повернутый к залу тыльной стороной пульт органиста и немного вычурный деревянный «проспект» с вертикальными металлическими трубами. Наблюдая фасад органа, человек непосвященный так и не поймет, как и почему играет этот уникальный инструмент. Чтобы раскрыть его секреты, придется подойти к вопросу с другой стороны. В буквальном смысле.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Орган в Большом зале Московской консерватории

    Орган в Большом зале Московской консерватории

    Стать моим экскурсоводом любезно согласилась Наталья Владимировна Малина — хранитель органа, преподаватель, музыкант и органный мастер. «В органе можно передвигаться только лицом вперед», — строго объясняет мне она. К мистике и суевериям это требование не имеет ни малейшего отношения: просто, двигаясь назад или вбок, неопытный человек может наступить на одну из органных труб или задеть ее. А труб этих тысячи.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Главный принцип работы органа, отличающий его от большинства духовых инструментов: одна труба — одна нота. Древним предком органа можно считать флейту Пана. Этот инструмент, существовавший с незапамятных времен в разных уголках мира, представляет собой несколько связанных вместе полых тростинок разной длины. Если подуть под углом в устье самой короткой — раздастся тонкий высокий звук. Более длинные тростинки звучат ниже.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Забавный инструмент – губная гармоника с необычными для этого инструмента раструбами. Но практически точно такую же конструкцию можно встретить в любом большом органе (вроде того, что показан на снимке справа) – именно так устроены «язычковые» органные трубы

    Звук трех тысяч труб. Общая схема На схеме представлена упрощенная схема органа с механической трактурой. Фотографии, показывающие отдельные узлы и устройства инструмента, сделаны внутри органа Большого зала Московской государственной консерватории. На схеме не показан магазинный мех, поддерживающий постоянное давление в виндладе, и рычаги Баркера (они есть на снимках). Также отсутствует педаль (ножная клавиатура)

    Item 1 of 4
    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    В отличие от обычной флейты менять высоту звучания отдельной трубки нельзя, поэтому флейта Пана может сыграть ровно столько нот, сколько в ней тростинок. Чтобы заставить инструмент издавать очень низкие звуки, нужно включить в его состав трубки большой длины и большого диаметра. Можно сделать много флейт Пана с трубками из разных материалов и разного диаметра, и тогда они будут выдувать одни и те же ноты с разными тембрами. Но играть на всех этих инструментах одновременно не получится — их нельзя удержать в руках, да и дыхания на гигантские «тростинки» не хватит. А вот если поставить все наши флейты вертикально, снабдить каждую отдельную трубку клапаном для впуска воздуха, придумать механизм, который дал бы нам возможность управлять всеми клапанами с клавиатуры и, наконец, создать конструкцию для нагнетания воздуха с его последующим распределением, у нас как раз и получится орган.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    На старинном корабле

    Трубы в органах делают из двух материалов: дерева и металла. Деревянные трубы, применяющиеся для извлечения басовых звуков, имеют квадратное сечение. Металлические трубы обычно меньшего размера, они цилиндрические или конические по форме и изготавливаются, как правило, из сплава олова и свинца. Если олова больше — труба звонче, если больше свинца, извлекаемый звук более глухой, «ватный».

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Сплав олова и свинца очень мягкий — вот почему органные трубы легко поддаются деформации. Если большую металлическую трубу положить на бок, через некоторое время она под собственной тяжестью приобретет овальное сечение, что неизбежно скажется на ее способности извлекать звук. Передвигаясь внутри органа Большого зала Московской консерватории, я стараюсь касаться только деревянных частей. Если наступить на трубу или неловко схватиться за нее, у органного мастера появятся новые хлопоты: трубу придется «лечить» — выправлять, а то и запаивать.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Орган, внутри которого я нахожусь, — далеко не самый большой в мире и даже в России. По размерам и количеству труб он уступает органам Московского дома музыки, Кафедрального собора в Калининграде и Концертного зала им. Чайковского. Главные рекордсмены находятся за океаном: например, инструмент, установленный в Зале съездов города Атлантик-Сити (США), насчитывает более 33 000 труб. В органе Большого зала консерватории труб в десять раз меньше, «всего» 3136, но и это значительное количество невозможно разместить компактно на одной плоскости. Орган внутри — это несколько ярусов, на которых рядами установлены трубы. Для доступа органного мастера к трубам на каждом ярусе сделан узкий проход в виде дощатого помоста. Ярусы соединены между собой лестницами, в которых роль ступенек выполняют обычные перекладины. Внутри органа тесно, а передвижение между ярусами требует известной ловкости.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    «Мой опыт говорит о том, — рассказывает Наталья Владимировна Малина, — что органному мастеру лучше всего быть худощавого сложения и иметь небольшой вес. Человеку с иными габаритами здесь сложно работать, не нанеся ущерба инструменту. Недавно электрик — грузный мужчина — менял лампочку над органом, оступился и выломал пару дощечек из дощатой кровли. Обошлось без жертв и увечий, но выпавшие дощечки повредили 30 органных труб».

    Мысленно прикидывая, что в моем теле легко поместилась бы пара органных мастеров идеальных пропорций, я с опаской поглядываю на хлипкие с виду лестницы, ведущие на верхние ярусы. «Не беспокойтесь, — успокаивает меня Наталья Владимировна, — идите только вперед и повторяйте движения за мной. Конструкция крепкая, она вас выдержит».

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Свистковые и язычковые

    Мы поднимаемся на верхний ярус органа, откуда открывается недоступный простому посетителю консерватории вид на Большой зал с верхней точки. На сцене внизу, где только что окончилась репетиция струнного ансамбля, ходят маленькие человечки со скрипками и альтами. Наталья Владимировна показывает мне вблизи трубы испанских регистров. В отличие от прочих труб, они расположены не вертикально, а горизонтально. Образуя своего рода козырек над органом, они трубят прямо в зал. Создатель органа Большого зала Аристид Кавайе-Коль происходил из франко-испанского рода органных мастеров. Отсюда и пиренейские традиции в инструменте на Большой Никитской улице в Москве.

    Кстати, об испанских регистрах и регистрах вообще. «Регистр» — одно из ключевых понятий в конструкции органа. Это ряд органных труб определенного диаметра, образующих хроматический звукоряд соответственно клавишам своей клавиатуры или ее части.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    В зависимости от мензуры входящих в их состав труб (мензура — соотношение важнейших для характера и качества звучания параметров трубы) регистры дают звук с различной тембровой окраской. Увлекшись сравнениями с флейтой Пана, я чуть не упустил одну тонкость: дело в том, что далеко не все трубы органа (подобно тростинкам старинной флейты) являются аэрофонами. Аэрофон — это духовой инструмент, в котором звучание образуется в результате колебаний столба воздуха. К таким относятся флейта, труба, туба, валторна. А вот саксофон, гобой, губная гармошка состоят в группе идиофонов, то есть «самозвучащих». Здесь колеблется не воздух, а обтекаемый потоком воздуха язычок. Давление воздуха и сила упругости, противодействуя, заставляют язычок дрожать и распространять звуковые волны, которые усиливаются раструбом инструмента как резонатором.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    В органе большинство труб — аэрофоны. Их называют лабиальными, или свистковыми. Идиофонные трубы составляют особую группу регистров и носят наименование язычковых.

    Сколько рук у органиста?

    Но как же музыканту удается заставить все эти тысячи труб — деревянных и металлических, свистковых и язычковых, открытых и закрытых — десятки или сотни регистров. звучать в нужное время? Чтобы это понять, спустимся на время с верхнего яруса органа и подойдем к кафедре, или пульту органиста. Непосвященного при виде этого устройства охватывает трепет как перед приборной доской современного авиалайнера. Несколько ручных клавиатур — мануалов (их может быть пять и даже семь!), одна ножная плюс еще какие-то таинственные педали. Еще есть множество вытяжных рычагов с надписями на рукоятках. Зачем все это?

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Разумеется, у органиста всего две руки и играть одновременно на всех мануалах (в органе Большого зала их три, что тоже немало) он не сможет. Несколько ручных клавиатур нужны для того, чтобы механически и функционально разделить группы регистров, подобно тому как в компьютере один физический хард-драйв делится на несколько виртуальных. Так, например, первый мануал органа Большого зала управляет трубами группы (немецкий термин — Werk) регистров под названием Grand Orgue. В нее входит 14 регистров. Второй мануал (Positif Expressif) отвечает также за 14 регистров. Третья клавиатура — Recit expressif — 12 регистров. И наконец, 32-клавишная ножная клавиатура, или «педаль», работает с десятью басовыми регистрами.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Рассуждая с точки зрения профана, даже 14 регистров на одну клавиатуру — это как-то многовато. Ведь, нажав одну клавишу, органист способен заставить зазвучать сразу 14 труб в разных регистрах (а реально больше из-за регистров типа mixtura). А если нужно исполнить ноту всего лишь в одном регистре или в нескольких избранных? Для этой цели собственно и применяются вытяжные рычаги, расположенные справа и слева от мануалов. Вытянув рычаг с написанным на рукоятке названием регистра, музыкант открывает своего рода заслонку, открывающую доступ воздуха к трубам определенного регистра.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Итак, чтобы сыграть нужную ноту в нужном регистре, надо выбрать управляющий этим регистром мануал или педальную клавиатуру, вытащить соответствующий данному регистру рычаг и нажать на нужную клавишу.

    Мощное дуновение

    Финальная часть нашей экскурсии посвящена воздуху. Тому самому воздуху, который заставляет орган звучать. Вместе с Натальей Владимировной мы спускаемся на этаж ниже и оказываемся в просторном техническом помещении, где нет ничего от торжественного настроя Большого зала. Бетонный пол, белые стены, уходящие вверх опорные конструкции из старинного бруса, воздуховоды и электродвигатель. В первое десятилетие существования органа здесь в поте лица трудились качальщики-кальканты. Четыре здоровых мужика вставали в ряд, хватались обеими руками за палку, продетую в стальное кольцо на стойке, и попеременно, то одной, то другой ногой давили на рычаги, надувающие мех. Смена была рассчитана на два часа. Если концерт или репетиция длились дольше, уставших качальщиков сменяло свежее подкрепление.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Старые мехи, числом четыре, сохранились до сих пор. Как рассказывает Наталья Владимировна, по консерватории ходит легенда о том, что однажды труд качальщиков пытались заменить конской силой. Для этого якобы был даже создан специальный механизм. Однако вместе с воздухом в Большой зал поднимался запах конского навоза, и приходивший на репетицию основатель русской органной школы А.Ф. Гедике, взяв первый аккорд, недовольно водил носом и приговаривал: «Воняет!»

    Правдива эта легенда или нет, но в 1913 году мускульную силу окончательно заменил электродвигатель. С помощью шкива он раскручивал вал, который в свою очередь через кривошипно-шатунный механизм приводил в движение мехи. Впоследствии и от этой схемы отказались, и сегодня воздух в орган закачивает электровентилятор.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    В органе нагнетаемый воздух попадает в так называемые магазинные мехи, каждый из которых связан с одной из 12 виндлад. Виндлада — это имеющий вид деревянного короба резервуар для сжатого воздуха, на котором, собственно, и установлены ряды труб. На одной виндладе обычно помещается несколько регистров. Большие трубы, которым не хватает места на виндладе, установлены в стороне, и с виндладой их связывает воздухопровод в виде металлической трубки.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Виндлады органа Большого зала (конструкция «шлейфлада») разделены на две основные части. В нижней части с помощью магазинного меха поддерживается постоянное давление. Верхняя поделена воздухонепроницаемыми перегородками на так называемые тоновые каналы. В тоновый канал имеют выход все трубы разных регистров, управляемые одной клавишей мануала или педали. Каждый тоновый канал соединен с нижней частью виндлады отверстием, закрытым подпружиненным клапаном. При нажатии клавиши через трактуру движение передается клапану, он открывается, и сжатый воздух попадает наверх, в тоновый канал. Все трубы, имеющие выход в этот канал, по идее должны начать звучать, но. этого, как правило, не происходит. Дело в том, что через всю верхнюю часть виндлады проходят так называемые шлейфы — заслонки с отверстиями, расположенные перпендикулярно тоновым каналам и имеющие два положения. В одном из них шлейфы полностью перекрывают все трубы данного регистра во всех тоновых каналах. В другом — регистр открыт, и его трубы начинают звучать, как только после нажатия клавиши воздух попадет в соответствующий тоновый канал. Управление шлейфами, как нетрудно догадаться, осуществляется рычагами на пульте через регистровую трактуру. Попросту говоря, клавиши разрешают звучать всем трубам в своих тоновых каналах, а шлейфы определяют избранных.

    Благодарим руководство Московской государственной консерватории и Наталью Владимировну Малину за помощь в подготовке этой статьи.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *