Как сделать то велосипеда своими руками
Перейти к содержимому

Как сделать то велосипеда своими руками

  • автор:

Как сделать велосипед

В сети встречается множество самодельных велосипедов, из них часть трехколесных грузовых байков, а у некоторых даже стоит самодельная вилка. Но собрать велосипед своими руками — задача не из простых. Для этого потребуются различные наборы инструментов, навыков и большое желание.

В этой статье мы расскажем:

  • Для чего нужен велосипед
  • Преимущества велосипеда
  • Как собрать велик самостоятельно
  • Алгоритм сборки велосипеда

Для чего нужен велосипед

Несмотря на то, что некоторые до сих пор считают велосипед исключительно средством развлечения, фактически он уже давно таковым не является.

Велосипед на сегодняшний день представляет собой не только полноценное транспортное средство, но и спортивный снаряд, на базе которого создано множество спортивных дисциплин. Он позволяет добираться на работу избегая пробок, улучшать физическое состояние организма, сбрасывать вес и одновременно с этим получать удовольствие. Но это только начало.

Преимущества велосипеда

Велопрогулки положительно сказываются на работе сердца, способствуют укреплению иммунитета, нервной системы и снижению уровня стресса. Улучшается кровообращение и снабжение клеток кислородом, ускоряются процессы обмена веществ. Под воздействием солнечного света в организме вырабатывается столь необходимый витамин D.

Катание на велосипеде позволяет дышать более свежим воздухом, чем при езде на автомобиле. Можно по-новому открыть для себя знакомые места, мимо которых вы раньше проносились на машине или общественном транспорте.

Помимо того, что велосипед является экологически чистым видом транспорта, он более экономичен — не требует страховки, уплаты транспортного налога, расходов на парковочное место и топливо. На нём можно кататься в одиночку, чтобы “проветрить мозги”, а можно приятно проводить время с семьёй, подавая детям личный пример здорового образа жизни.

Как собрать велик самостоятельно

Говоря о том, как собрать велосипед самому, нельзя не отметить, что эта формулировка может означать один из нескольких вариантов:

  1. Сборка нового велосипеда из коробки;
  2. Сборка велосипеда на базе готовой рамы;
  3. Самостоятельное изготовление рамы и сборка велосипеда.

Перечисленные способы сборки отличаются по трудоёмкости, требуют различного уровня подготовки и разного набора инструментов, поэтому рассмотрим их по отдельности.

Сборка нового велосипеда из коробки

Когда вы получаете велосипед, купленный в магазине, он уже предварительно собран. Как правило, вам остаётся выполнить лишь несколько несложных действий:

  • Установить переднее колесо. Соблюдая направление вращения (обозначено на покрышке), вставляем ось в пазы вилки и затягиваем эксцентрик.
  • Закрепить руль. Выкручиваем шестигранником винты крепления руля, устанавливаем руль и закручиваем винты на место. Необходимо соблюдать центровку и угол наклона руля.
  • Установить седло. Ослабить подседельный хомут, вставить подседельный штырь, выровнять седло по высоте и углу, затянуть хомут.
  • Прикрутить педали. Чтобы не перепутать педали, на них стоят отметки — “L” на левой и “R” на правой. Обратите внимание, что педали прикручиваются в разном направлении. Затяните педали ключом на 15.
  • При необходимости установите катафоты.

Осталось убедиться, что колёса свободно крутятся, руль вращается без усилий, а тормоза работают, и можно отправлять в путь!

Сборка велосипеда на базе готовой рамы

Этот вариант выбирают те, кто стремится получить велосипед под конкретную задачу и не нашёл подходящего решения в продаже. Как правило, такие люди уже имеют опыт катания и точно знают какие компоненты им необходимы.

В этом случае сборку удобно производить в велосипедной мастерской, так как там есть все необходимые инструменты и расходные материалы. Кроме этого, мастерская должна будет предоставить гарантию на выполненные работы, чего не может обеспечить самостоятельная сборка. Алгоритм сборки приведён в конце статьи.

Самостоятельное изготовление рамы и сборка велосипеда

Изготовление велосипедных рам своими руками является самым интересным, и в то же время наиболее трудоёмким процессом. Можно даже собрать самодельный грузовой велосипед. В качестве материалов используются не только металлы, такие как сталь, алюминий или титан, но и древесина в различных вариантах (массив, фанера, бамбук), а также углеродное волокно.

Прежде чем приступить непосредственно к изготовлению, нужно подготовить чертеж самодельного велосипеда со всеми необходимыми размерами. Для этих целей удобно использовать программы 3D-моделирования — они помогут визуализировать будущий велосипед.

Рассмотрим процесс изготовления рамы из металла:

  • нарезка труб необходимой длины и их подгонка в местах соединения;
  • закрепление подготовленных труб на стапеле по чертежу;
  • сварка рамы, шлифовка сварных швов;
  • развёртывание отверстия для подседельного штыря (устранение наплывов металла после сварки внутри подседельной трубы);
  • нарезание разнонаправленной резьбы в кареточной трубе;
  • грунтовка и шлифовка рамы;
  • покраска и нанесение логотипов.

Далее сборку самодельного велосипеда можно выполнять по алгоритму, описанному в следующем разделе.

Для создания деревянных рам потребуется целая столярная мастерская с набором инструментов, а для изготовления самодельных трехколесных велосипедов иногда достаточно навыков сварщика. Последнее уже можно отнести к направлению тюнинга велосипеда, и сейчас не будем углубляться в эти процессы.

Алгоритм сборки велосипеда

Теперь расскажем как сделать велосипед имея в наличии все комплектующие.

  1. Установка вилки и руля. Среди вилок встречаются варианты с прямым штоком и конусным штоком. Рассмотрим первый вариант.

Надеваем на шток вилки нижнюю чашку, пыльник, нижний подшипник и вставляем в рулевой стакан. Далее верхний подшипник, пыльник, верхняя чашка подшипника и пластиковая конусная вставка. Затем проставочные кольца и вынос руля. Отмечаем на штоке верхнюю границу выноса, всё снимаем и отпиливаем шток вилки на 3 мм ниже отмеченной линии. Снимаем фаску, устанавливаем якорь и собираем всё в том же порядке, но с нанесением смазки. Прикручиваем крышку, затягивая винт шестигранником, выравниваем руль и затягиваем винты на выносе. Затем к нему прикручиваем руль.

  1. Установка каретки. Убеждаемся в чистоте резьбы внутри кареточного стакана и смазываем её. Вкручиваем каретку с правой стороны, вращая против часовой стрелки и затягиваем при помощи шлицевого съёмника. После этого с левой стороны закручиваем прижимную гайку каретки, вращая по часовой стрелке.
  2. Установка системы шатунов. В случае каретки “под квадрат”, смазываем шлицы, надеваем шатун, вкручиваем винт и затягиваем его шестигранником. Повторяем то же самое для второго шатуна.
  3. Установка заднего переключателя. При помощи шестигранника прикручиваем к раме петух, а к нему — задний переключатель.
  4. Органы управления на руле. Надеваем на руль манетки для переключения скоростей (шифтеры), тормозные рукоятки и грипсы. Руль устанавливаем на вынос, соблюдая центровку.
  5. Устанавливаем на заднее колесо кассету — надеваем звёзды на барабан и затягиваем гайку при помощи специального съёмника. В случае дисковых тормозов, также прикручиваем ротор.
  6. Устанавливаем заднее колесо, фиксируя его эксцентриком. Протягиваем и замыкаем цепь.
  7. Прокладываем гидролинии (или тросы) к заднему и переднему колесу, крепим тормозные машинки (калиперы), одновременно настраивая тормоза.
  8. Устанавливаем переднее колесо, седло и прикручиваем педали, как в случае сборки нового велосипеда из коробки.
  9. При необходимости устанавливаем подножку,фонари и велокомпьютер, а для грузовых велосипедов определённо потребуется багажник.

Надеемся, наша статья была для вас полезна и поможет в сборке нового байка из коробки или изготовлении самодельного велосипеда с нуля.

Автор статьи: Евгений Бегин

Уход за велосипедом

-25% на велосипед Cannondale Gravel Topstone Carbon Women

Чтобы Ваш велосипед служил долго и не доставлял лишних хлопот, к нему нужно бережно относиться и правильно за ним ухаживать. Если делать это систематически и грамотно, то это превратится в полезную и простую привычку для Вас и в отличное техническое состояние для Вашего велосипеда.

Современные велосипеды — очень надёжны, и могут эксплуатироваться в тяжёлых условиях, буквально под потоками грязи. Но, конечно же, дорожная грязь не оказывает лечебного эффекта на его компоненты, а только ухудшает работу некоторых узлов и приближает срок их замены. Особенно, если велосипед используется регулярно в качестве повседневного транспортного средства круглый год и в любую погоду. Но если регулярно проводить ряд нехитрых манипуляций, то срок работы компонентов можно существенно продлить, а качество работы заметно улучшить.

7.1.jpg

Прежде всего надо сказать, что велосипед, как и любое механическое изделие, любит чистоту. Его нужно периодически мыть и чистить. В идеальном варианте — после каждой поездки, но это, конечно, мало реально. Но вы должны понимать, что главное — чистота ходовой части: звезды, цепь, переключатели. Ходовая часть у велосипеда открытая, поэтому необходимо постоянно следить за её чистотой. Песок, грязь на звёздах и цепи являются абразивом, значительно снижают срок службы компонентов и влияют на чёткость переключения передач. Если чистота рамы и покрышек – дело эстетическое, то чистота ходовой части практически необходима.

chistka-velosipednoy-tsepi-2.jpg

Смазка и чистка цепи

Смазывать нужно только чистый велосипед. После мытья нужно, чтобы смазываемые узлы высохли. Как правило, для этого достаточно пары часов. Наиболее часто в байке следует смазывать ходовую часть. Чистка и смазка цепи – дело первостепенной важности. Во-первых, грязная цепь значительно снижает чёткость переключения передач. Во-вторых, грязь увеличивает трение в звеньях цепи и требует дополнительных усилий при вращении педалей. Для чистки цепи можно использовать небольшую щётку, но лучше пользоваться специальной машинкой. Для этого применяется та же смывка, что и для велосипеда. С помощью машинки и смывки цепь очищается быстрее (1,5 минуты – цепь чистая), а главное – машинка выбивает грязь с внутренней стороны звеньев цепи, которая, в основном, и создаёт все проблемы. После чистки цепь необходимо протереть сухой тряпкой. На чистую, сухую цепь нанести специальную тефлоновую смазку. Такая смазка имеет важную особенность – она полимерная. Жидкая составляющая высыхает, остаётся полимерная основа, которая, собственно, смазкой для цепи и является. Другие смазки не годятся – жидкая основа не высыхает, выдавливается наружу и собирает на цепь всю грязь и пыль даже в сухую погоду. С тефлоновой смазкой этой проблемы не возникает.

Уход за вилкой

8.1.jpg

Как ухаживать за вилкой, обычно подробно рассказывается в сервисных инструкциях, прилагаемых к ним. Если вы купили готовый байк, и никаких инструкций не было, можно поискать на сайте производителя. Но лучше всего внутрь вилки не лазить, а обратиться в веломастерскую или сервисный центр.

Задний и передний переключатели, тормоза. Все эти узлы требуют Вашего внимания по приведению в порядок достаточно редко, где-то раз в месяц. Очистив от песка и грязи, необходимо изредка промазывать места трения в сочленениях деталей — по малюсенькой капле масла, потом подвигать этим узлом, через пару часов после этого — насухо протереть тряпкой. В тормозах, естественно, нужно смазывать только втулочки, относительно которых вращаются приводы вибрейков. Так же стоит смазывать ролики заднего переключателя, так как они быстро загрязняются и могут начать издавать противный свист.

Тросики, рубашки

Бытует мнение, что эти органы байка смазывать не стоит никогда, просто надо покупать хорошие тефлонированные тросики и раз в сезон их менять. Но если Вы не такие расточительные как те, кто придерживается бытующего мнения, Вы можете достать тросик из рубашки и промазать его смазкой, нанося тончайший слой консистентной. После установки те части тросика, что оказываются вне рубашек, необходимо вытереть.

Втулки, рулевая

Втулки, если вы только начинаете постигать вело науку, лучше самостоятельно не разбирать. Лучше обратиться в специализированную вело мастерскую или сервис либо спросить совета у более искушенных товарищей. Можно конечно еще обратиться к товарищу “GOOGLE”. При переборке втулок необходимо использовать консистентную, густую смазку. Это касается и рулевых колонок.

1.jpg

Резьбовые соединения

Основные резьбовые соединения в велосипеде — это соединение каретки с рамой (то бишь стакан, в который вкручивается каретка) и соединение шатунов с педалями. При установке этих компонентов резьбу нужно тщательно протереть и обязательно нанести тонкий слой консистентной смазки. Отсутствие смазки может привести: во-первых, к неприятному скрипу, раздающемуся при педалировании и во-вторых — к прикипанию резьбовых соединений. Если Вы купили велосипед в магазине, стоит открутить педали (помните, что на правой педали стандартная, правая резьба, а левая педаль откручивается в противоположную сторону), и посмотреть, не забыли ли при сборке велосипеда (а они поступают в магазины с открученными педалями) нанести на резьбу смазку.

Давление в шинах

От давления в шинах зависят ходовые качества велосипеда и вероятность появления «восьмёрок» на колёсах. Давление в колёсах зависит от диаметра покрышки. В стандартной комплектации горного велосипеда покрышки обычно имеют размер 19 – 22 дюйма. Для таких покрышек диапазон давления 2,8 — 4,5 атмосферы (это написано на боковой стороне любой покрышки). Рекомендуется 4 атмосферы. Очень часто давление пишется в других единицах – PSI. Диапазон 2,8 – 4,5 атмосферы соответствует 40 – 65 PSI. Если покрышки имеют меньший объём (например, «слики»), то давление может доходить до 6 и более атмосфер. В таких случаях нужно исходить из диапазона давления, написанного на покрышке. Для дорожного велосипеда (колесо 28 дюймов) объём покрышек 35 – 45 мм., диапазон давления 3,5 – 6 атмосфер (50 – 85 PSI). У шоссейных велосипедов объём покрышек 18 — 25 миллиметров, давление 8 — 10 атмосфер и более. Общая рекомендация: поддерживать давление 85 – 90 % от максимального.

G10_Ruckus7Frame_3Q_G.jpg

Итак, помните, что Ваш велосипед, как и любая техника, любит, когда о ней заботятся! И если вы будете держать его (а особенно ходовую) в чистоте, будете вовремя смазывать необходимые узлы, то он ответит Вам взаимностью и не сломается в самый неподходящий момент. И к тому же, при езде он не будет противно бренчать, свистеть, дребезжать! Да и вообще, чистый, блестящий, бесшумно катящий велосипед приносит настоящему байкеру перфектное и ни с чем не сравнимое удовлетворение!

Полезные ссылки

  • Инструменты и ключи;
  • Смазки и щетки для цепи — средства по уходу и чистке;
  • Велопокрышки;
  • Каретки.

Как правильно выполнять техобслуживание велосипеда своими руками

устройство велосипеда

Простой, на первый взгляд, велосипед скрывает большое количество взаимосвязанных механизмов. Исправность каждого из них гарантирует комфортные и безопасные поездки, а сам двухколесный конь используется как полноценный транспорт.

Для поддержки отличного состояния необходимо периодическое обслуживание велосипеда. Как часто нужно проводить мероприятия по чистке, переборке и ремонту, зависит от многих факторов. В их числе особенности модели, качество комплектующих, продолжительность поездок и стиль катания.

Простой способ устранять неисправности, своевременно менять детали и расходные материалы – обращаться в квалифицированную мастерскую. В некоторых случаях это единственный вариант привести велик в готовое состояние. Однако большинство работ по обслуживанию велосипеда можно выполнять самостоятельно. Потратив время, владелец байка получит бесценный опыт и сэкономит немалую сумму.

Общие правила по уходу за велосипедом

Купленный в магазине новый велосипед начинает потихоньку «привыкать» к своему новому хозяину: притираются подвижные узлы и крепчают неподвижные. Большую роль в качестве работы всех деталей и стыков играет смазка. Со временем она вбирает в себя частички металлической стружки и грязи. Когда вместимость смазывающего состава превышает допустимую, он утрачивает свои свойства и начинает работать во вред механизмам. Как следствие, повышенный износ.

Первое и самое важное правило при уходе за велосипедом – содержать его в чистоте и уделять большое внимание смазке трущихся механизмов. Системный подход к поддержанию велика в рабочем состоянии, это:

  • своевременная и тщательная мойка;
  • очистка от пыли чувствительных деталей – втулок, кареточного узла, переключателей;
  • удаление отработанной смазки и пятен;
  • обработка специальными смазывающими составами;
  • своевременное удаление очагов коррозии;
  • обеспечение геометрической целостности конструкции – тщательное закручивание всех болтовых соединений.

Очень важно правильно хранить велосипед. В несезонное время байк простаивает без дела, и его состояние будет напрямую зависеть от окружающих условий. Не рекомендуется держать на балконе в холодное время года и во влажных помещениях. Вокруг велосипеда должно быть чисто, также неплохо обеспечить ему небольшое пространство. Если оптимальные условия хранения создать не получается, можно разобрать его и поместить в герметичный чехол.

Хранение велосипеда на стене

Хранение велосипеда в квартире на стене

Негативно на состояние рамы, колес и механизмов влияет падение велосипеда. Конечно, при активных катаниях это неизбежно, да и дома он может случайно завалиться на бок или вовсе упасть со стены. Тем не менее, «полеты» лучше свести к минимуму, обращаться с байком аккуратнее и выбирать более безопасные места для езды.

Собственно, все перечисленное – общее обслуживание велосипеда. Это позволяет увеличить срок службы всех деталей и сохранить приличный внешний вид. Но со временем придется углубиться в детали устройства велосипеда и поглубже.

Инструменты для ремонта и расходные материалы

Проводить работы по переборке и ремонту своими руками невозможно без набора инструментов. Условно их можно поделить на обязательные и специальные. Первые так или иначе понадобятся для всех видов ремонтных работ.

Базовые инструменты для обслуживания:

  • гаечные ключи разных размеров + подвижный разводной ключ;
  • шестигранники (подобрать соответствующие размеры);
  • плоская и крестовая (понадобится чаще) отвертки;
  • плоскогубцы для «грубых» работ;
  • лопатки для разбортировки колеса;
  • тонкие спицы;
  • хомуты;
  • насос;
  • шинно-ремонтный комплект.

ремкомплект велосипедиста

Ремонтный чемоданчик велосипедиста

Дополнительный инструментарий необходим для профессионального ремонта механизмов. Например, переборку каретки или системы трансмиссионных звезд не получится осуществить только с помощью отвертки или обычного ключа.

В комплект профессиональных средств по ремонту велосипеда входят:

  • съемники шатунной пары и каретки;
  • кассетный съемник с хлыстом;
  • кривошипный съемник;
  • выжимной ключ для цепи;
  • ключ для регулировки натяжения спиц;
  • ножницы для обрезки тросов;
  • ремкомплект для прокачки гидравлических тормозов;
  • цепомойка;
  • дозиметр масла (для специальных деталей) и мерный стакан.

инструмент для снятия кассеты

Так выглядит приспособление для снятия кассеты

Инструмент приобретается раз и навсегда, он помогает улучшить техническое состояние отдельно взятого механизма. Расходные материалы играют роль в поддержании механизма в процессе эксплуатации, при этом сами приходят в негодность. В число расходников для велосипеда входят:

  • различные виды смазок: водо- и грязеотталкивающие для цепи и звезд, для амортизационной вилки, загущенные составы для подшипников;
  • чистящие средства;
  • тормозная жидкость (для гидравлики);
  • герметики;
  • петух;
  • тормозные колодки;
  • тросики и пружинки.

Своевременное обновление расходных материалов вместе с использованием правильных инструментов гарантирует 100% исправное состояние механизмов.

Обслуживание рамы, колес и подвески

Начинаем техобслуживание отдельных неподвижных частей велосипеда. Рама – основной компонент, без которого велика не существует в принципе. Каркас воспринимает на себя все усилия и от человека, и от всех закрепленных на нем составных частей.

Со временем в трубах и на стыках накапливается усталость, которая вынуждает раму искажать форму. Стоит отметить, что заметно это только после очень долгой эксплуатации велосипеда. Условия, провоцирующие искажение рамы: езда в непредназначенных условиях, частые падения велосипеда, несоответствие грузоподъемности весу велосипедиста.

Рама уязвима и к появлению коррозии. Сколы и порезы на краске вызывают интенсивное окисление металла. Чтобы предотвратить развитие ржавчины, необходимо часто проводить осмотр рамы, устранять очаги коррозии специальными составами и при необходимости загрунтовать и покрасить проблемный участок.

Серьезные повреждения (трещины и разломы) отремонтировать своими руками не получится, здесь стоит обратиться к мастеру.

Колеса склонны к деформациям. Изгибы обода делают движение некомфортным и ухудшают состояние колеса. Своевременно устранить деформацию «восьмерка» или «яйцо» можно с помощью изменения натяжения спиц при помощи спицевого ключа.

Избежать искривления колес можно путем поддержания оптимального давления в шинах. Камеры и покрышки должны быть без порезов и проколов, а ниппель – герметично держать воздух внутри шины. Если прокол застал в пути, нужно воспользоваться ремкомплектом – специальными латками для заклеивания дырок.

Снимать покрышки рекомендуется с помощью мягких лопаток – монтажек. Они позволяют сохранить целостность покрытия обода, камеры и флиппера, а также быстро демонтировать шину.

Лопатки для разбортировки

Лопатки для разбортировки колеса

Требует тщательного ухода и центральная часть колеса – втулка. Особенности обслуживания втулок:

  • не мыть под сильным напором воды;
  • периодически протирать от пыли и наносить чистую смазку;
  • при проворачивании колеса открыть, заменить подшипники и смазать внутренние полости.

Обслуживание передней вилки включает в себя периодическую замену смазки, очистку ног от пыли и налета, своевременную замену уплотнительных деталей. В некоторых случаях, когда мягкость амортизатора не регулируется, требуется замена пружины и (или) демпфера. Поддерживать амортизацию горного велосипеда в рабочем состоянии крайне важно, так как она играет ключевую роль в комфортности передвижения и состоянии рамы.

Некоторые велосипеды, кроме амортизационной вилки, имеют задний гаситель колебаний. Требования по уходу за ним аналогичны, разве что чаще придется протирать пыльники от грязи.

Переборка рулевой колонки, тормозной системы и трансмиссии

Переходим к элементам велосипеда, которые обеспечивают четкость управления, движение и остановку.

Рулевая колонка

На велосипедах представлены два типа колонок – интегрированные с пром-подшипниками и полуинтегрированные с шариками.

Подшипниковый узел рулевой колонки

Подшипниковый узел рулевой полуинтегрированной колонки

В обслуживание рулевой с пром-подшипниками входит только своевременная смазка. С полуинтегрированными колонками все сложнее: со временем нагрузки внутри нее перераспределяются, в результате чего шарики рассыпаются. Как следствие, проворот руля или его затрудненный ход. Ремонт рулевой с насыпными шариками включает в себя их замену и тщательную смазку. Также не лишним будет проверять колонку на наличие грязи. Работы обязательно поводить перед каждым сезоном или по необходимости.

Тормозная система

Поддержка тормозов в рабочем состоянии – залог безопасности. Проверка системы должна проводиться как можно чаще, в среднем – два раза в неделю. Проверяем:

  • изношенность колодок;
  • состояние тормозной поверхности;
  • целостность и натяжение тросиков;
  • смазку подвижных узлов калипера и ручки;
  • линию на воздух (для тормозов с гидравликой).

Для эффективного торможения важно правильно выставить колодки: зазор должен быть минимальным, но не затормаживать колесо. Разумеется, на самом ободе не должно быть искривлений. Поверхность (обод или диск) необходимо начисто протирать и не допускать замасливания или загрязнения.

зазор на заднем дисковом тормозе

Отрегулированный зазор на заднем дисковом тормозе

От натяжения и общего состояния тросов зависит точность и скорость торможения. Оптимальное натяжение – колодки мгновенно прилегают и отскакивают при нажатии/отпускании ручки. Большое значение имеет хорошее состояние рубашки – без трещин на оболочке и растяжек обмотки.

Для гидравлических тормозов необходимо поддерживать рабочее состояние линии. Причина плохой работы кроется в наличии воздуха или в загрязнении жидкости. Прокачка системы проводится с помощью специального инструмента раз в сезон. Жидкость должна соответствовать предписаниям производителя.

  • проверка и замена подшипников в каретке, смазка узла;
  • осмотр целостности шатунов;
  • чистка и смазка велосипедной цепи;
  • проверка и замена звезд на кассете;
  • настройка переключателей.

Демонтировать каретку и шатуны можно только при помощи специальных съемников. Особое внимание уделяется состоянию шатунной пары (не должно быть трещин) и состоянию подшипников внутри каретки. Ключевую роль играет обильная смазка специальным составом.

Чистить и смазывать цепь необходимо для снижения износа дорогих компонентов трансмиссии – кассет. Снять цепь можно вручную при наличии замка или с помощью выжимки. Обслуживать трансмиссионный механизм нужно по мере необходимости, однако не лишним будет периодически протирать поверхность звезд и цепи от пыли.

Выжимной ключ для цепи

Выжимной ключ для цепи с винтом

Изношенные звезды на кассетах можно заменять по отдельности. Чтобы освободить ось заднего колеса от системы, понадобится специальный ключ-съемник с цепным хлыстом для удерживания.

Переключение скоростей зависит от состояния переключателей: их настройки и состояния приводного троса. Здесь находится подробная инструкция по настройке переднего и заднего переключателя.

Обслуживание велосипеда – поддержание его в чистоте, смазка механизмов, замена изношенных деталей и расходных материалов – неотъемлемая часть жизни велосипедиста. Своевременное исправление всех недочетов, аккуратное обращение и предусмотрительность позволяет получить от велосипеда максимум и наслаждаться катаниями многие-многие сезоны.

Самостоятельное обслуживание велосипеда

Любое транспортное средство требует обслуживания, и велосипед — не исключение. Несмотря на то, что его устройство кажется достаточно простым с первого взгляда, все механизмы обязательно должны находиться в исправном состоянии, чтобы езда была не только комфортной, но и безопасной. Кроме того, профилактические мероприятия, такие, как мойка, чистка и смазка, помогают продлить срок службы велосипеда. Несложное обслуживание вполне по плечу любому владельцу, а если возникает необходимость в серьезном ремонте, то лучше обратиться в мастерскую.

Общие правила

Простое, но важное правило — велосипед нужно содержать в чистоте и следить за количеством смазки. Это несложно, но оказывает серьезное влияние на состояние двухколесного друга. Периодически нужно выполнять следующие действия:

  • мыть велосипед, очищая все его части от пыли и налипшей грязи, уделяя особое внимание чувствительным деталям — втулкам, переключателям, кареточному узлу;
  • удалять отработанную смазку и наносить свежую;
  • если где-то появились очаги коррозии — удалять их;
  • проверять все крепежи и соединения, подтягивая их при необходимости.

Важно обеспечить правильные условия хранения. Держать велосипед на балконе не стоит, ему не рекомендуются холодные и влажные помещения. Также желательно, чтобы вокруг было чисто. Можно хранить байк в разобранном виде, в специальном герметичном чехле, если в квартире мало места. Интересный вариант — хранение на стене, куда велосипед подвешивается при помощи специальных крепежей. Возможно, такой способ позволит сэкономить пространство. Главное — проследить за тем, чтобы велосипед хорошо держался и не упал, поскольку падение не пойдет ему на пользу.

Инструменты для ремонта

Технические работы требуют специальных приспособлений. Это ряд инструментов, которые пригодятся во время обслуживания и ремонта велосипеда:

  • различные отвертки — крестовые и шлицевые;
  • гаечные и шестигранные ключи разных размеров, можно взять в наборе;
  • пассатижи и ножницы;
  • хомуты;
  • торцевые насадки;
  • насос и шинно-ремонтный комплект.

Подобный набор считается базовым, на случай несложного ремонта, однако профессионалы используют и другие инструменты: съемники различного типа, выжимной ключ, комплект для прокачки тормозов, мойку для цепи, дозиметр масла и прочие приспособления. Можно постепенно добавлять их в свой ремонтный чемодан, расширяя набор по мере необходимости, если вы планируете заниматься велосипедом самостоятельно.

Кроме того, потребуются расходные материалы, также необходимые для исправного функционирования велосипеда. Это смазки, чистящие средства, герметики, тросики и пружинки, тормозные колодки. Их требуется заменять достаточно часто, особенно при активной эксплуатации.

Рама, колеса и подвеска

Основной компонент любого велосипеда — это рама. Она служит каркасом, к которому крепятся другие элементы, а также принимает на себя нагрузку во время езды. Из-за этого она может деформироваться со временем, накапливается усталость в стыках. Ситуацию могут усугубить падения велосипеда или столкновения, езда в несоответствующих условиях, превышения по грузоподъемности. Рама также уязвима к коррозии, поэтому ее стоит регулярно осматривать на предмет ржавчины и принимать соответствующие меры. Трещины и разломы рамы трудно исправить в домашних условиях, поэтому тут лучше обратиться к мастеру.

Колеса могут со временем деформироваться, изгибы обода негативно сказываются на ходовых качествах. Чтобы решить проблему, можно изменить натяжение спиц, используя спицевой ключ. Также стоит следить за уровнем давления в шинах, поддерживая оптимальные показатели – это поможет избежать искривлений.

Втулку колеса нужно аккуратно мыть, не используя струю с сильным напором, периодически менять смазку. Переднюю вилку нужно чистить и смазывать, меняя уплотнительные детали по мере необходимости. Иногда нужна замена пружины, если мягкость амортизатора невозможно отрегулировать.

Рулевая часть, тормоза, трансмиссия

Рулевые колонки с пром-подшипниками достаточно периодически смазывать. Рулевые колонки с насыпными шариками могут потребовать замены внутренних элементов, которые со временем осыпаются от нагрузки. Также колонку стоит чистить от пыли и грязи.

К тормозной системе нужно отнестись внимательно, поскольку от ее исправности напрямую зависит безопасность велосипедиста. Рекомендуется как можно чаще проверять следующие составляющие:

  • колодки;
  • тормозную поверхность;
  • тросики;
  • подвижные узлы;
  • гидравлику.

Нужно осматривать детали на предмет целостности и изношенности, проверяя их состояние. Делать это лучше пару раз в неделю, если вы активно пользуетесь велосипедом. Также важно при настройке правильно выставить колодки с минимальным, но не затормаживающим движение зазором – это сделает работу системы более эффективной. На ободе не должно быть повреждений и дефектов, кроме того, его нужно регулярно чистить.

Необходимо уделить внимание тросам, их состояние и натяжение влияет на точность и скорость срабатывания тормозов. Оптимальным вариантом для велосипеда считается, когда во время использования реакция происходит сразу же — колодки мгновенно прилегают и отскакивают.

Если тормоза имеют гидравлическую систему, то нужно поддерживать рабочее состояние линии. Проблемы могут возникнуть из-за загрязнений жидкости или же негативно сказывается наличие воздуха. Для устранения проблем и прокачки системы раз в сезон используется специальный инструмент. По поводу жидкости — рекомендуется следовать требованиям производителя.

Также в процессе работ нужно будет перебрать трансмиссию, что включает следующие действия:

  • проверку и замену подшипников, обязательную смазку узла;
  • осмотр шатунов на предмет повреждений;
  • периодическую чистку и смазку цепи;
  • проверку звезд и их замену;
  • регулировку переключателей.

Каретку и шатуны убирают при помощи специальных инструментов — съемников. Шатунная пара должна быть в идеальном состоянии, без трещин, также важно уделить внимание подшипникам в каретке. Эти элементы нужно как следует смазывать специальным составом.

Чистка и смазка цепи помогает снизить износ других элементов, которые являются более дорогими — кассет. Цепь можно снимать вручную с помощью замка или выжимки. Изношенные звезды можно заменять по отдельности. Периодическое обслуживание трансмиссии помогает продлить срок службы механизмов и поддерживать работоспособность.

Помощь мастера

В некоторых случаях справиться с проблемами самостоятельно не получится, например, если у велосипеда серьезно повреждена рама или имеются другие заметные дефекты. Тогда стоит воспользоваться помощью мастера и обратиться в специализированную мастерскую. Кроме того, специалисты также могут выполнять мелкий ремонт и профилактическое обслуживание, если по каким-то причинам у вас нет на это времени или вы просто не хотите заниматься подобными делами. При необходимости мастер может подробно рассказать вам, как правильно ухаживать за велосипедом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *