Как я докатилась до такой жизни
Перейти к содержимому

Как я докатилась до такой жизни

  • автор:

Смысл жизни

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 мая 2011.

Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

  • «В чём состоят жизненные ценности?»
  • «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
  • «Зачем (для чего) жить?».

Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. В данный момент наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?». В то же время вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках только философии и теологии. Биологические основы возникновения подобных вопросов исследуются в психологии (cм. также суицид). Отдельно можно заметить, что в рамках психологии вопрос «Какова цель жизни человека вообще?» может быть изучен (и изучается), так как психология оперирует понятиями «цель», «человек» и «жизнь» [источник не указан 332 дня] .

Философское видение проблемы

Интерпретацию ответа на вопрос о смысле жизни в исполнении Поля Гогена можно увидеть на его картине, Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?, оконченной в 1898 году.

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность [1] .

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности [2] .

Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

Древняя Греция и Рим

Основная статья: Античная философия

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму [3] .

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира [3] .

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений [3] .

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам [3] .

Средневековая Европа и Индия

Для европейцев и индийцев, несмотря на культурные различия и географическую отдаленность друг от друга, представление о смысле жизни было очень похожим. Оно было связано с почитанием предков, следованием общераспространенным религиозным и мифическим идеалам и повторением социального статуса, полученного при рождении (Ванина Е. Ю. «Средневековое мышление. Индийский вариант», 2007):

«Средневековая мысль считала главной целью человеческой жизни абсолютное воплощение сословных ценностей, максимальное повторение образа жизни предков или особо почтаемых данной группой героев, поэтому, как только подобное совершенство было достигнуто, зачастую ещё в первые годы жизни, дальнейшая эволюция человеческого характера от одной возрастной группы к другой и внутри них лишалась смысла, а потому не осознавалась и не фиксировалась» [4] .

Иррационализм

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой [5] .

В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. А. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий.

Экзистенциализм

Основная статья: Экзистенциализм

О смысле жизни писали многие философы-экзистенциалисты XX века — Альбер Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартр («Тошнота»), Мартин Хайдеггер («Разговор на проселочной дороге»), Карл Ясперс («Смысл и назначение истории»).

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

По словам Жана-Поля Сартра, «существование предшествует сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл» [6] .

Современный гуманизм

Основная статья: Гуманизм

Доктрина гуманизма сформулирована в «Гуманистическом манифесте» (Humanist Manifesto) и в «Декларации светского гуманизма» (A Secular Humanist Declaration).

Нигилистские взгляды

Основная статья: Нигилизм

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil» , что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определённые общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.

Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние в котором «…нет никакого бытия как такового… [источник не указан 1313 дней] », и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение.

Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. В нём можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание [источник не указан 1313 дней] . Нигилизм, доведённый до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни — получить от неё удовольствие.

Позитивистские взгляды

Основная статья: Позитивизм

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом. (См. Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого)

Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

Прагматический подход

Основная статья: Прагматизм

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

На практике это означает, что для прагматиков, теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их — и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.

Точка зрения трансгуманизма

Основная статья: Трансгуманизм

Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного (Homo sapiens). [источник не указан 1313 дней]

Социальная психология

Религиозные подходы и теории

На странице обсуждения могут быть пояснения.
Основная статья: Религия

Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели. [источник не указан 1313 дней]

Иероним Босх, «Вознесение праведников»

Ответ на вопрос о смысле жизни в конкретной религии в первую очередь определяется ее представлением о Боге. По мнению Ю. Шрейдера, пантеистические религии отождествляют Бога с законами (дхарма), имманентно присущими материальному миру и управляющими всем происходящим, поэтому смысл (значение) жизни человека в пантеистических религиях определяется через его конкретные цели (смыслы). Это приводит к движению целей по кругу: законы (дхарма), определяющие цели бытия, сами являются частью мира и его целей, что ведет к страданию человека от бесконечности цепочки смыслов и потребности стать нечувствительным к этому. [нейтральность?] В монотеистических религиях проводится сущностное различие между Богом как Творцом и миром как его творением, поэтому различаются между собой цель (желательное состояние) и смысл (значение существования) человека. Это приводит либо к тому, что конец вопрошания всегда заканчивается в Боге, либо усматривается в восстановлении утраченного единения человека с Богом в результате акта грехопадения [7] .

Иудаизм

Основная статья: Иудаизм

В рамках иудейской философии представлены различные варианты смысла жизни: 1) познание Бога (Втор. 4:39; Пс. 100:3); 2) любовь к Богу (Втор. 6:5); 3) праведная жизнь, соблюдение заповедей (Пр. 13:25) [8] .

Рав Шимшон Рефаэль Гирш в своих письмах пишет, что назначение человека — это исполнение воли Бога — управление миром в соответствии с Торой. Посредством Торы Бог уберегает человека от опасностей гордости, предвзятости и наслаждения материальным миром (письмо 5-е). Назначение Израиля (еврейского народа) — доказать всем остальным народам на своем примере (т.е. исполнением Торы), что истинное назначение человечества — это служение единому Богу (письмо 7-е). Лучшая же форма служения Богу — это служение сердца, т.е. воспитание в себе посредством изучения Торы уважения к ближнему (любви и праведности), замена злого на доброе. Совершенствуя себя человек проявляет свою любовь к Богу, осуществляет достойное служение Ему (письма 13-14) [9] .

Седьмой Любавичский ребе (рабби) Менахем-Мендел Шнеерсон в одном из писем указывает, что изучение Торы и постижение смысла ее заповедей — это обязанность, приготовленная для каждого иудея. Тора — это одновременно путь жизни (действие) и ключ к ее пониманию (знание, которое направляет действие). В ней четко указан смысл человеческой жизни: жить в соответствии с Торой, исполняя ее предписания (мицвот-ассе) и соблюдая ее запреты (мицвот-ло-таасе) [10] . Постоянно соблюдать все заповеди (613 мицвот) трудно, но необходимо для избавления от темноты материального мира, которая делает жизнь бесцельной, наполняет ее страхом и неуверенностью, обесценивает добрые дела. Исполнять Тору означает быть свободным от всего этого, иметь жизнь наполненную смыслом, нести свет и гармонию знания-действия в этот мир, делать со своей стороны шаг навстречу к Богу [11] .

Христианство

На странице обсуждения могут быть пояснения.

В христианстве представление о смысле жизни отличается от иудейского представлением о Мессии (Иисусе Христе) как ипостаси Бога и Богочеловеке.

Как указывает В. Полетаев, апостол Евангелист Иоанн называет Иисуса Христа Словом (λόγος), Христос — это воплотившийся Смысл всего мира, «Премудрость Божия». Именно Он наполнил смыслом этот мир в момент Сотворения Мира, и, что самое важное, восстановил уже было утраченный смысл каждой человеческой жизни через Своё воскресение из мёртвых. Только в свете воскресения Христова человеческая жизнь обретает свою непреходящую ценность. Только после воскресения Христова возможны истинный прогресс и развитие к святости как идеальной норме жизни [12] .

Православное христианство

Согласно православному «Закону Божьему» существование человека на Земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Они определяются природой человека, сотворенной по образу и подобию Бога, т.е. имеющей разум, свободную волю и бессмертную душу. Поэтому смысл человеческой жизни заключается в уподоблении Богу, назначение — в наследовании вечной блаженной жизни с Богом, цель — в познании Бога [13] .

Согласно учению православных святых (свв. Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, Серафима Саровского и др.), смысл жизни православного христианина заключается в обожении — приобщении человека к воплощенному Богу, уподоблении Богу посредством стяжания Св. Духа [14] [15] . Для христиан это возможно благодаря боговоплощению, которое, как отмечает св. Афанасий Великий, привело к обновлению людей: возвращению их к познанию Бога и возвращению им надежды на вечную жизнь с Богом [16] . Это выражено в формуле святых отцов : «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». В связи с этим в православии важное значение придается Преображению и Вознесению Иисуса Христа, как событиям, демонстрирующим обожение человеческой природы и обещающим воссоединение людей с Богом [17] .

Как отмечает православный богослов Георгий (Капсанис), большое значение для реализации смысла жизни православных христиан имеет церковь. Она — место обожения. Совершаемые в ней таинства, молитвы, литургия, чтения Евангелия, проповеди имеют своей целью обожение и подготовку к будущей, вечной жизни с Богом [18] .

Если же делать акцент не на природе человека на момент творения, а на его грехопадении и падшем состоянии, то смысл жизни может быть определен в православном богословии как восстановление благодатного союза с Богом. Так формулирует смысл жизни, к примеру, кандидат богословия, иеромонах Тихон (Иршенко) [19] . Такая формулировка сближает православное представление о смысле жизни с католическим и протестантским.

Однако патриарх Сергий (Страгородский) в своей магистерской диссертации отстаивает позицию, что католическое и протестантское богословие дают смыслу жизни юридическое (правовое) толкование, в то время как православное — стоит на позициях нравственного. Первое акцентирует свое внимание на акте искупления человека Иисусом Христом (т.е. на справедливости Бога), второе — на соучастии («дерзновении») человека, следующего за Христом, в процессе спасения (т.е. на любви и милости Бога) [20] .

Гностические христианские секты

Гностики отрицали телесность Христа. Они пренебрегали всем телесным, считая его злом по определению. Смысл жизни в разных сектах гностиков мог формулироваться по-разному (или не формулироваться совсем), но в большинстве своём они видели смысл в том, чтобы осколок «высшей реальности» — душу — вызволить из «темницы» этого мира. Разобраться во многих из их религиозно-философских представлений сложно в связи с запутанностью их теогонии излишними эманациями, а учения — «тайными знаниями». [21]

Ислам

Основная статья: Ислам

Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом — «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи ислама — мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись» [22] .

Как указывает Аль-Мансури, «Согласно основополагающим догматам ислама, «Аллах властвует надо всем и опекает свои творения. Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду» [23] .

Индуизм

Основная статья: Индуизм

Известный немецкий и английский индолог Макс Мюллер выделяет шесть основных ортодоксальных (признающих авторитет Вед) философских систем (даршан) Индии: Санкхья и Йога, Ньяя и Вайшешика, Пурва-миманса и Уттара-миманса (Брахма-миманса, Веданта). Общей для них является идея освобождения от страдания (зла) и достижения блаженства (счастья), но из-за разного понимания их природы и причин, каждая из этих школ по-разному определяет смысл (цель) жизни человека:

1. «Система Джаймини» (Пурва-миманса) акцентирует внимание человека на его делах (карма), на их мотиве и правильном совершении. Считает, что только дела, совершенные без всякого желания вознаграждения (т.е. бескорыстно) являются спасающими как на земле, так и на небесах.

2. Бадараяна («Веданта»), отталкиваясь от того, что причина всякого зла — неведение (авидья), провозглашает своей целью устранение этого неведения посредством знания (видьи) и восхождение к высшему знанию Брахману, которое и есть высшее блаженство (ананда) (Тайтирия-упанишада, II, 11). Связывая знание о сущности с достижением самой сущности Веданта формулирует принцип «Brahmavid Brahma eva bhavati» («тот, кто знает Брахмана, есть сам Брахман») и определяет смысл жизни человека как достижение блаженного состояния единения с Брахманом, которое кладет конец всем страданиям и неосуществленным желаниям.

3. «Философия Капилы» (Санкхья) различает три рода страдания, которые связаны с созерцанием индивидуальным духом (пурушей) неразвитой, первобытной материи (пракрити, (Urstoff)), содержащей в себе возможности всего. Это препятствует блаженному одиночеству (кайвалья) человеческого духа. Остановка увлечения иллюзиями и прохождением препятствий возвращает пуруше ее единство, уединенность, независимость и, исходящее от нее самой, совершенное блаженство.

4. «Философия Йоги», считает целью человеческой жизни достижение совершенной свободы (кайвальи) и указывает на созерцание и самососредоточение (самадхи) как на способ достижения этого. Важным моментом для реализации смысла жизни также является поддержание спокойствия и преданность Духу (Брахману), высшему среди всех других духов, само бытие которого, по мнению Капилы (Санкхья), не может быть установлено никаким из признанных средств познания.

5.«Вайшешика» считает главным для человека познание истины. Устранение ложного знания автоматически должно привести к блаженству (апаварга).

6. «Философия логики Готамы» (Ньяя) представляет смысл жизни человека в получении полного блаженства (апаварга) как высшего блага и награды, обещанной всем людям. Готама называет это высшее благо нихшреясой — буквально «то, лучше чего ничего нет» (non plus ultra) [24] .

Буддизм

Основная статья: Буддизм

Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого человека является страдание (дукха), а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания.

Источником страдания являются человеческие желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния — просветления (нирваны — состояния полного отсутствия жажды, а значит и страданий [25] ).

С точки зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны).

Буддизм северной традиции (Махаяна) полагает свою мотивацию более возвышенной по сравнению с прочими традициями. Обеты Махаяны обязуют практикующего не уходить в нирвану, пока все существа не достигнут просветления. Также именно в Махаяне наличествует представление о том, что просветления можно достичь не только за счёт практики, но и путём праведной жизни в миру.

Некоторые школы тибетского буддизма определяют себя как самостоятельное направление; это течение его последователи называют Ваджраяной. Несмотря на различие в некоторых формальных моментах, принципиально формулировка цели существования в Ваджраяне неотличима от принятой в Махаяне.

Конфуцианство

Основная статья: Конфуцианство

По Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества — «Поднебесной империи», что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Этой цели подчинено всё остальное. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование.

Человеческая природа в своей сущности непорочна, но у каждого человека есть свобода выбора — он может стать «благородным» или «низким» человеком. Благородный человек ставит своей целью самосовершенствование через постижение высшей добродетели, сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие (гуманность). Сама добродетель есть нечто свойственное человеку, а поэтому достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути. Поведение, ведущее к достижению благородства, подразумевает прежде всего умеренность, выбор «среднего пути», стремление избежать крайностей. Крайне важно поддержание внутрисемейных связей, следование многочисленным ритуалам и традициям, образование и культура. [26]

Даосизм

Основная статья: Даосизм

Основатель Даосизма Лао-цзы, в отличие от Конфуция, призывал не вмешиваться в процесс жизни, не заниматься её обустройством, улучшением, исправлением. По Лао-цзы, всё сущее должно быть предоставлено самому себе, а человек должен придерживаться принципа «недеяния» (wú wéi 無爲). Вселенная порождена великим Дао, всеобщим Законом и Абсолютом, выражающим универсальное единство мира и являющимся источником гармонии и равновесия, поэтому всё в мире должно оставаться таким, как оно есть в своём естественном состоянии.

Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Для этого человек должен отвлечься от мира форм и красок, от ненужных волнений мысли и духа. Главные добродетели человека, согласно Лао-цзы, — любовь, умеренность и смирение. [26]

Язычество

В язычестве под смыслом жизни подразумевается следование установленным укладам традиционного общества, выполнение возложенных на человека обязанностей в соответствии с той или иной традицией [источник не указан 243 дня] .

Литература

  • Алексей Фёдорович Лосев. / Под ред. А.А. Тахо-Годи и Е.А. Тахо-Годи. — М.: РОССПЭН, 2009. (Серия «Философия России второй половины ХХ в.»)
  • Анатомия кризисов. / А. Д. Арманд, Д. И. Люри, В. В. Жерихин и др. — М.: Наука, 1999. — C. 84, 104.
  • Смысл жизни // Словарь Группы лакановского психоанализа. Санкт-Петербург, 2008.
  • Книга Екклисиаста
  • Джиоев О. И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии // Вопросы философии. 1981. № 6.
  • Зеленкова И. Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования. Минск, 1988. — 125 с.
  • Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л., 1975.
  • Кузнецова С. В. Проблема «смысла жизни» в историософских построениях Е. Н. Трубецкого // Философские исследования. 1996. — № 2. — С. 160—171.
  • Лем С. Сумма технологии. М., СПб.: Terra Fantastica, 2002. — С. 36—73.
  • Леонтьев Д. А. Какой смысл в смысле?.
  • Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — С. 249—250.
  • Попов Б. Н. Взаимосвязь категории счастья и смысла жизни. М., 1986.
  • Пищугина О. С. К анализу понятий «смысл» и «смысл жизни».
  • Смысл жизни в русской философии, конец XIX — начало XX в. СПб.: Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 1995. — С. 12, 218
  • Соловьёв В. С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. — С. 29—30, 189—193, 195—196.
  • Стечкин О. Я. Развитие представлений о цели и смысле жизни в домарксистской этике. Тула, 1971.
  • Трубецкой Е. Н.Смысл жизни, М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914 (Djvu, Gif)
  • Трубецкой Е. Н.Смысл жизни. Москва, 1918
  • Франк С. Л.Смысл жизни. Берлин, 1925
  • Шафф А. Куда ведет дорога? Человек в поисках смысла жизни (Homo Studiosus — Homo Universalis)
  • Шрейдер Ю. А. / Смысл. // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001. — Т. 3. — С. 576—577.
  • Ялом, Ирвин. Экзистенциальная психотерапия. Часть IV. Бессмысленность. М.: Класс, 1999
  • Frankl V. E. Man’s search for meaning; an introduction to logotherapy. Boston: Beacon Press, 1962. Франкл В. / Поиск смысла жизни и логотерапия. // Психология личности: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 118—126.

См. также

  • Мотивация
  • Научная картина мира
  • Всё о жизни (книга)
  • Смысл жизни по Монти Пайтону (фильм)
  • Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого
  • Фёдоров, Николай Фёдорович
  • Мелиоризм

Примечания

  1. Смысл жизни (человека). //Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
  2. Смысл жизни. //Словарь по этике/Под редакцией И. Кона, 1981 г.
  3. 1234 Словарь античности. Пер. с нем. — М.: Прогресс: 1989
  4. Ванина Е. Ю. Средневековое мышление. Индийский вариант. — М.: Восточная литература РАН, 2007. — С. 261.
  5. История философии: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002
  6. Сартр Ж.-П. Цитаты и афоризмы
  7. Шрейдер Ю.Смысл. //Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  8. Философия еврейская. //КЕЭ, том 9, кол. 118–152.
  9. Рав Шимшон Рефаэль Гирш. Письма с севера. //Из кн.: Рав Шимшон Рефаэль Гирш. Жизнь по Торе (сборник статей).
  10. О смысле жизни. //Письмо Седьмого Любавичского ребе. Сайт Хабада «ru.chabad.org» — Россия, Тора, иудаизм и сведения о евреях.
  11. Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон. Избавление. //Из кн.: К жизни полной смысла. Учение ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. /Сост. Симон Якобсон. — М.: Лехаим, 1999.
  12. Полетаев В. Смысл жизни.//Личная страница на сайте «Стихи.ру».
  13. Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями. /Сост. протоиерей Серафим Слободской. 6-е издание, репринт 1991 года. — Москва-Джорданвилль, 2005. Часть четвертая. О вере и жизни христианской. — С. 485.
  14. Епифанович С.Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. — М.: Мартис, 1996. — 220 с.
  15. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. – Клин: «Христианская жизнь», 2001. — С. 13.
  16. Архимандрит Киприан (Керн). Золотой век святоотеческой письменности. — М.: Паломник, 1995. — С. 19-22. Глава 2, § 3.
  17. Соколовски Августин, диакон.Вознесение Господне — путь к Богу.
  18. Архимандрит Георгий (Капсанис), игумен обители св. Григория на горе Афон.Обожение как смысл человеческой жизни. — Владимир, 2000.
  19. Иеромонах Тихон (Иршенко). Причины девиантного поведения человека в свете православного учения о смысле и цели жизни. (Издание 2-е исправленное и дополненное). — Владивосток, 2009. — Глава 1. Православное учение о смысле жизни.
  20. Архимандрит Сергий. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. Издание второе. — Казань, Типо-литографiя Императорскаго Университета, 1898.
  21. Манихейские Кефалайа
  22. Коран, 51:56. Перевод смыслов Крачковского
  23. И. Аль-Мансури. Мусульманские праздники и обряды. — «Леном», 1998 — С. 14.
  24. Мюллер М. Шесть систем индийской философии / Max Muller. The Six Systems of Indian Philosophy. — L.: Longmans, Green and C, 1899. — М.: Искусство, 1995. — К.: PSYLIB, 2009.
  25. ДН 22: Махасатипаттхана сутта (Основы памятования)
  26. 12Мельников И. Г. Проблема смысла жизни и её решение в православии и религиозных системах Китая и Индии
  • Философские термины
  • Этика
  • Философская антропология
  • Футурология
  • Гуманистическая психология

Стихи про семью. Самые замечательные стихотворения о семье

Если задуматься, то стихи про семью самые читаемые и цитируемые. Не верите? И зря, потому что нет для человека никого ближе и роднее, чем его семья. Маленькие дети считают своей семьей не только маму или папу. Для них к семье относятся все, кто находится с ними рядом. И любимая бабушка, которая читает ребенку потешки, и мама, которая поет колыбельные, и папа, смешно рассказывающий сказки, и дедушка, и даже любимая игрушка ребенка. Плюшевый мишка или зайчик, домашний любимец, попугай или собака — все те, кто рядом и будут семьей маленького человека.

Для любого ребенка важна семья — близкие и родные люди, знакомые и добрые лица которых он видит и любит. Пусть эти стихи о семье, которые вы прочитаете в моей подборке заставят вас задуматься о важности семьи. Прививайте своим деткам любовь к ближним, пусть в их душах будут расти и давать добрые плоды те семена, которые вы посеете. Может быть стихотворения — это не самые сильные и проникновенные струны, но их важно затронуть. Прививайте малышам любовь к поэзии, читайте и цитируйте стихи про семью и близких.

Что такое семья

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители — во всем мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

***
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это?
СЕМЬЯ.

***
Раз, два, три, четыре,
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка
Мой сверчок, щенок и я
Вот и вся моя семья.

***
Что значит для меня моя семья?
Конечно — счастье и уют домашний.
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень — очень важных.

Во-первых, это главное — любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по — разному.

Второе — дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца — не напиться.
А дети — это жизнь, это родник
И продолженье рода.
Пусть струится!

Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.

Четвертое — терпение.
Оно Поможет пережить невзгоды, беды.
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.

А пятое — ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое — уваженье. Только с ним
риобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И наконец, седьмое — чистота.
Везде — в дому, в душе твоей и помыслах.
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

***
Когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам
— Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
— Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: «Я».
— Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева
– Я, я… Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на земле появилась семья.

***
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!

Моя семья

Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья.
Здесь могут охладить ненужный пыл.
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.
Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись, и с песнею иди,
А, если виноват, пойми, раскайся».
Ах, дом родной! Веду сюда друзей.
Найду любовь – родную половинку.
Но время мчится каждый год резвей
Цените, люди, каждую морщинку.
Любимый дом, как я спешу к тебе!
Порог вот этот мне знаком до боли.
Иду-бреду по собственной судьбе
Чтоб ты был мной хоть капельку доволен.
Нет лучше коллектива, чем семья.
И нет судьи серьезнее и строже
Растут, взрослеют дочки, сыновья,
И нету на земле людей дороже.

Дом

Здесь дом, в котором я живу.
И для меня он лучший самый.
Здесь и во сне, и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
Здесь вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнёздах.
Рассказывает о луне,
Ракетах, спутниках и звёздах.
Здесь и сестра моя, и брат.
Хоть иногда я ссорюсь с ними.
Но чаше поделиться рад
Игрой и книжками своими.
Здесь в мире мы за годом год
Живём, друг другу помогая.
И вместе с нами здесь живёт
История родного края.
(перевод с латышского A.Ратнер)

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

Жизнь по вызову: дата выхода 3 сезона

Дата выхода 3 сезона остросюжетного сериала «Жизнь по вызову» о российском рынке эскорт-услуг состоится осенью 2024 года . Многосерийный запретный плод с Павлом Прилучным, основанный на реальных историях.

График выхода серий

Название сериала: Жизнь по вызову
Количество серий: 20
Где смотреть: KION
Эпизоды Дата выхода
3 сезон
1 серия осень 2024
2 серия осень 2024
3 серия осень 2024
2 сезон
1 серия 1 сентября 2023
2 серия 1 сентября 2023
3 серия 8 сентября 2023
4 серия 15 сентября 2023
5 серия 22 сентября 2023
6 серия 29 сентября 2023
7 серия 6 октября 2023
8 серия 13 октября 2023
9 серия 20 октября 2023
10 серия (финал сезона) 27 октября 2023
1 сезон
1 — 10 серии 25 августа 2022 — 20 октября 2022

Внимание! В дате выхода третьего сезона сериала «Жизнь по вызову» возможны изменения или уточнения. Чтобы не пропустить их, рекомендуем добавить наш сайт в закладки.

Трейлер

Сюжет

В захватывающем сериале «Жизнь по вызову» зрителей ждет погружение в мир премиального столичного эскорт-агентства, под руководством загадочного Александра Шмидта. Известного как «Волшебник», он способен находить идеальных спутниц на всякий вкус, готовых воплотить самые необычные фантазии богатых клиентов.

Жизнь по вызову: дата выхода 3 сезона

За загадочностью прячется умение Волшебника сохранять анонимность своих клиентов, даже в самых неожиданных ситуациях, что в этой сфере несомненно ценится. Однако за пределами своего профессионального облика, Александр Шмидт — сотрудник консалтинговой фирмы и отец-одиночка, воспитывающий подростка Алину.

Жизнь по вызову: дата выхода 3 сезона

Второй сезон сериала приносит новые повороты, когда Волшебник, вернувшийся в Москву после бегства за границу, направляет свои усилия на месть обидчикам, разрушившим его бизнес и жизнь. Первыми в его списке являются олигарх Ружинский и Денис Викторович, виновные в ужасающих событиях, произошедших с работницами агентства. Поддержку для своего плана Волшебник находит у Антона и его сестры, но его главной целью становится спасение дочери, Алины, которая, испытывая негодование к отцу, сама становится эскортницей.

«Жизнь по вызову» — это захватывающий взгляд на мир с двойной природой, где профессиональная жизнь и личные драмы переплетаются в остросюжетной саге о мести, семейных узах и стремлении к спасению.

Павел Прилучный, актер: «Мне очень интересен мой герой — Шмидт. И я с удовольствием согласился сниматься во втором сезоне. Продолжение впечатлит зрителей острым сюжетом, эротическими сценами, их будет не меньше, чем в 1-м сезоне, и детективной интригой, которой пронизан весь сценарий. А еще в новом сезоне очень хороший актерский состав. Уверен, новые серии захватят зрителей».

Жизнь по вызову: дата выхода 3 сезона

Актеры и роли

Жизнь по вызову: дата выхода 3 сезона

  • Павел Прилучный — Шмидт
  • Олег Каменщиков — Рыбак
  • Виктория Богатырёва — Галина Михайловна
  • Елизавета Моряк — Настя
  • Никита Кологривый — Антон
  • Кирилл Жандаров — Зимин
  • Алексей Кирсанов — Вадик
  • Василина Юсковец — Алина, дочь Шмидта
  • Михаил Богдасаров — Ильхам
  • Александр Яцко — Аркадий Борисович Ружинский
  • Анна Чурина — жена Ружинского
  • Наталья Рудова — Елена
  • Полина Максимова — девушка в автосалоне
  • Кристина Малай — Джейн
  • Владимир Сычёв
  • Янина Студилина
  • Михаил Горевой

Жизнь по вызову: дата выхода 3 сезона

Интересные факты

  1. Первоначальное название сериала было «Рынок шкур».
  2. Проект реализовывалась под руководством кинокомпании братьев Андреасян.
  3. За сюжет отвечал Алексей Гравицкий, который ранее участвовал в создании сериала «Чикатило».
  4. Сериал «Жизнь по вызову» основывается на идеях из Telegram-канала, посвященного работницам эскорт-сферы «Рынок шкур». Этот канал был закрыт в феврале 2021 года.
  5. Главная цель канала была в раскрытии данных девушек, предоставляющих услуги эскорта. Создатели канала высвечивали известных личностей и блогеров, занимающихся подобной деятельностью.
  6. В мае на российские экраны вышла польская драма «Эскортницы» (изначальное название — «Девушки из Дубая») от режиссёра Марии Садовской. Этот фильм основан на реальных событиях, описанных в книге Петра Крысяка, и раскрывает темную сторону эскорт-бизнеса в Арабских Эмиратах. В главной роли — Эмилия (Паулина Галазка), девушка из неблагополучной семьи, мечтающая о роскошной жизни. Её стремление к успеху приводит к участию в элитных эскорт-услугах, где она быстро завоевывает популярность среди состоятельных мужчин. Но вскоре мир блеска и роскоши затмевается реальностью и последствиями принятых решений.

Варианты вопросов на уроках искусства в 8 классе по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (из опыта работы)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Варианты вопросов для учащихся (из опыта работы) для полного усвоения тем уроков Искусства в 8 классе (для каждого класса).

Скачать:

Вложение Размер
Файл1._voprosy_po_teme_iskusstvo_vokrug_nas.docx 12.31 КБ
Файл2._voprosy_po_teme_khudozhestvennyy_obraz_stil_yazyk.docx 13.14 КБ
Файл3._voprosy_po_teme_nauka_i_iskusstvo.docx 12.67 КБ
Файл4._voprosy_po_teme_znanie_nauchnoe_i_i_khudozhestvennoe.docx 12.53 КБ
Файл5._voprosy_po_teme_iskusstvo_rasskazyvaet_o_krasote_zemli.docx 13.26 КБ
Файл6._voprosy_po_teme_peyzazh_-_poeticheskaya_i_muzykalnaya_zhivopis.docx 12.39 КБ
Файл7._voprosy_po_teme_zrimaya_muzyka.docx 11.57 КБ
Файл8._voprosy_po_teme_chelovek_v_zerkale_iskusstv.docx 16.66 КБ
Файл10._voprosy_po_teme_810_temy_zhanr_portreta.docx 18.41 КБ
Файл11._voprosy_po_teme_portret_v_iskusstve_rossii.docx 13.96 КБ
Файл12._voprosy_po_teme_portrety_nashikh_velikikh_sootechestvennikov.docx 11.98 КБ
Файл13._voprosy_po_teme_muzykalnyy_portret.docx 15.38 КБ
Файл14._voprosy_po_teme_portret_kompozitora_v_literature_i_kino.docx 11.34 КБ
Файл15._voprosy_po_teme_mir_v_zerkale_iskusstva.docx 13.37 КБ
Файл16._voprosy_po_teme_rol_iskusstva_v_sblizhenii_narodov.docx 15 КБ
Файл18._voprosy_po_teme_iskusstvo_khudozhestvennogo_perevoda.docx 12.92 КБ
Файл19._voprosy_po_teme_iskusstvo_-_provodnik_energii.docx 15.92 КБ
Файл20._voprosy_po_teme_znaki_i_simvoly_iskusstva.docx 16.17 КБ
Файл21._voprosy_po_teme_khudozhestvennye_poslaniya_predkov.docx 16.67 КБ
Файл22._voprosy_po_teme_simvoly_v_zhizni_i_v_iskusstve.docx 13.64 КБ
Файл23._voprosy_po_teme_zvuchashchiy_tsvet_i_zrimyy_zvuk.docx 16.91 КБ
Файл24._voprosy_po_teme_chto_est_krasota.docx 13.86 КБ
Файл25._voprosy_po_teme_otkrovene_vechnoy_krasoty.docx 13.75 КБ
Файл26._voprosy_po_teme_zastyvshaya_muzyka.docx 12.76 КБ
Файл28._voprosy_po_teme_est_li_u_krasoty_svoi_zakony.docx 18.12 КБ
Файл29._voprosy_po_teme_vsegda_li_lyudi_odinakovo_ponimali_krasotu.docx 13.53 КБ
Файл30._voprosy_po_teme_velikiy_dar_tvorchestva.docx 13.58 КБ
Файл31._voprosy_po_teme_kak_sootnositsya_krasota_i_polza.docx 15.86 КБ
Файл32._voprosy_po_teme_kak_chelovek_reagiruet_na_yavleniya_zhizni_i_iskusstva.docx 14.03 КБ
Файл33._voprosy_po_teme_preobrazuyushchaya_sila_iskusstva.docx 14.01 КБ

Предварительный просмотр:

8.1. Искусство вокруг нас

1. Что такое искусство? ( часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира )

2. Что можно отнести к искусству? ( разновидности человеческой деятельности: живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино и т.д. )

3. Что передает искусство в художественных образах? ( разнообразие окружающего мира, отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей )

4. Какое значение имеет искусство в жизни человека? ( искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей; искусство – это учебник жизни; «искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости, к совершенству» — Т.Манн )

5. Приведи примеры взаимодействия разных видов искусства. ( архитектуру называют застывшей музыкой; линии могут быть музыкальными; романы подобны симфонии; общие термины: композиция, ритм, колорит, пластика, линия, динамика, музыкальность )

6. Что является главной сущностью любого вида искусства? ( поэтическое начало, поэтическое чувство, одухотворенность )

7. Какие виды искусства относятся к пластическим или пространственным? ( изобразительные (живопись, графика, скульптура), конструктивные (архитектура, дизайн), декоративно-прикладное )

8. Какие виды искусства считаются временными ( музыка (вокальная, инструментальная), литература (фольклор, проза, поэзия) )

9. Назови пространственно-временные виды искусства ( театр, кино, танец )

Предварительный просмотр:

8.2. Художественный образ, стиль, язык

1. Что испытывает человек, когда встречается с произведениями искусства разных времен? ( проникается атмосферой ушедших времен, узнает жизнь людей )

2. Какое значение будет иметь современное искусство для наших потомков? ( лучше поймут наше время, по произведениям искусства будут судить о нас )

3. Что необходимо знать молодому поколению, чтобы войти в мир художника, приблизиться к искусству? ( не обойтись без понимания, что такое художественный образ, стиль, язык )

4. Что такое художественный образ? ( обобщенное представление о действительности, отношение к жизни и окружающему миру, выраженное языком искусства )

5. Что такое стиль? ( в переводе – палочка для письма; означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества )

6. Какие стили бывают в искусстве? ( исторический, национальный, индивидуальный )

7. Что называют языком в искусстве? ( средства выражения: для живописи – цвет, для музыки – звук, для танца – пластика, для литературы – слово, для скульптуры — объем )

8. Каким должен быть язык художника? ( выразительным, эмоциональным, образным )

9. Что обеспечивает выразительность языка в искусстве? ( композиция, форма, фактура, ритм, тон, интенсивность )

Предварительный просмотр:

8.3.Наука и искусство

1. Что писал И.В.Гёте о науке и искусстве? ( культуре в равной мере нужны наука и искусство )

2. Почему наука должна быть тесно связана с искусством? ( чтобы она приносила людям пользу и радость, а не вред и горе )

3. Какие задачи решает наука? ( изучает объективные законы мироздания )

4. Какие задачи стоят перед искусством? ( передать отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе )

5. Для чего в греческой мифологии появились музы? ( чтобы покровительствовать определенной области творчества )

Перечисли всех 9 муз, дочерей бога Зевса и богини Мнемозины. ( Клио, Мельпомена, Талия, Эвтерпа, Терпсихора, Эрато, Каллиопа, Урания, Полигимния )

6. Чему покровительствовала Клио? ( истории )

7. Чему покровительствовала Мельпомена? ( трагедии )

8. Чему покровительствовала Талия ( комедии )

9 Чему покровительствовала Эвтерпа? ( лирической поэзии )

10. Чему покровительствовала Терпсихора? ( хоровому пению и танцу )

11. Чему покровительствовала Эрато? ( любовной поэзии )

12. Чему покровительствовала Каллиопа? ( эпической поэзии )

13. Чему покровительствовала Урания? ( астрономии )

14. Чему покровительствовала Полигимния? ( торжественной поэзии и ритуальным танцам )

15. Приведи примеры неразрывности науки и искусства в Древней Греции. ( искусство, техника и мастерство называлось одинм словом «» технэ ; понятия «философ», «поэт», «ремесленник», «художник» не противопоставлялись; искусство не отделялось от религии; архитектор был жрецом и «посвященным»; в Китае художников и поэтов называли «мудрецами древности»)

16. Когда утвердилось понимание искусства, как отдельной сферы творческой деятельности человека? ( в эпоху Возрождения )

Предварительный просмотр:

8.4. Знание научное и знание художественное

1. Кто такой Леонардо да Винчи? ( многогранная личность, основоположник художественной культуры Высокого Возрождения )

2. Почему его называют многогранной личностью? ( оны был художником, скульптором, архитектором, писателем, ученым, инженером, изобретателем, анатомом )

3. Какие научные открытия сделал Леонардо да Винчи? ( объяснил принципы воздуха; высказал предположения об особенностях зрения )

4. Чем являлась живопись для художника? ( универсальным языком для проявления начала в природе )

5. Что представлял из себя «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи? ( внутренняя симметрия, божественная пропорция человеческого тела: две фигуры, наложенные друг на друга и вписанные в круги в квадрат )

6. Какое научное значение имеет этот рисунок для дальнейшего европейского искусства? ( рисунок определил канонические пропорции изображения человека; в XX веке на основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на современную архитектуру )

7. Какова мораль басни Леонардо да Винчи про комочек снега?

8. Как называется самая знаменитая картина Леонардо да Винчи? ( «Джоконда» или «Мона Лиза» )

9. Перечисли особенности этой картины. ( возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; пейзаж, тающий в холодной дымке; взгляд мудрости и спокойствия; глаза, как «распахнутые окна» )

10. Приведи примеры, когда в науке каждое новое открытие может перечеркнуть предыдущее. ( открытие Магелланом Америки стало основанием считать, что Земля не плоская; открытие Коперника доказало, что Земля вращается вокруг Солнца )

11. А что происходит в искусстве с открытием новых явлений? ( каждое новое явление не отменяет ценности старого )

Предварительный просмотр:

8.5. Искусство рассказывает о красоте Земли

1. Как называл А.С.Пушкин искусство? ( «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы, явления привычной жизни )

2. Что стремятся воплотить люди искусства во все времена? ( различные явления природы, свое видение мира через чувства и переживания )

3. Что такое пейзаж? ( в переводе с французского – вид, изображение какой-либо местности; это жанр изображения природы )

4. Как ты понимаешь слова Антуан де Сент Экзюпери «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце»

5. Прочитай с выражением, применяя музыкальные интонации в голосе, стихотворение Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке».

6. Найди в тексте «Неведомому другу» Михаила Михайловича Пришвина словесные выражения пейзажа. ( солнечно-росистое утро; неоткрытая земля; неизведанный слой небес; утро единственное; весенние песни; затишные места; сырость черных теней и т.д. )

Предварительный просмотр:

8.6. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись

1. Назови известных тебе русских художников, которых привлекала незатейливая красота среднерусской полосы. ( А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин )

2. Какую русскую природу увидели люди на их картинах? ( прозрачный весенний воздух; березы, наполненные весенним соком; услышали радостный гомон птиц; небо не такое уж и серое; весенняя грязь, радующая взор; русская природа нежная, задумчивая, трогательная )

3. Назови известные картины Алексея Кондратьевича Саврасова. ( «Грачи прилетели», «Весна. Огороды», «Дубы», «Зимняя ночь», «Степь днем», «Летний пейзаж», «Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», «Весна» )

4. Что означает слово «импрессионизм»? ( «впечатление» )

5. Назови основной принцип художников-импрессионистов. ( зафиксировать мимолетные впечатления от реально существующего мира )

6. Какая забавная история произошла с живописной работой Клода Моне «Вестминстерское аббатство» («Здание парламента в Лондоне»)? ( благодаря картине Мне люди обнаружили, что в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей, лондонский туман может приобретать самую различную окраску )

7. Назови известные картины Клода Моне. ( «Водные лилии», «Руанский собор», «Мост Ватерлоо» )

Предварительный просмотр:

8.7. Зримая музыка

1. Назови известных композиторов, которые сочинили шедевры музыкальной классики – «Времена года» ( итальянский композитор 18 века Антонио Вивальди и русский композитор 19 века Пётр Ильич Чайковский )

2. Что общего в произведениях этих композиторов? ( относятся к программной музыке: имеют названия и поэтические строки )

3. Назови особенности образов природы в пейзажах у поэтов, у художников, у композиторов? ( удивительная песенная интонация, как бесконечная песня; передают лирическое стремление души к красоте; помогают глубже понять поэтическое содержание природы )

4. Прочитай с выражением, с музыкальными интонациями в голосе Слова П.И.Чайковского о русской природе.

Предварительный просмотр:

8.8. Человек в зеркале искусства

1. Как искусство помогает познать человека? ( увидеть его внешний облик, понять его сущность, характер, настроение )

2. Какова основная задача художника в портрете? ( не точное копирование черт, не подражание природе, а «живописное пересоздание» образа человека )

3. Что такое портрет в живописи? ( изображение определенного человека или группы людей )

4. В какое время и в каких видах искусства портрет получил распространение? ( в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и в графике )

5. Какие бывают портреты? ( парадные, камерные, парные, групповые, автопортрет )

6. Какого направления бывают портреты? ( психологический портрет, портрет-характер, портрет-биография )

7. Расскажи о портретизме в Древнем Египте. ( стремились передать портретное сходство человека в скульптурном изображении: душа умершего должна найти свое вместилище. Портретное изображение царицы Нефертити (IV век до н.э.) )

8. Назови особенности портрета Нефертити. ( плавные линии профиля, изящная гибкая шея, воздушная легкость, текучие переходы неправильных, но прелестных черт женского лица )

9. Назови особенности портретов в искусстве Древней Греции. ( обобщенные, идеализированные образы героев и богов; в слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека )

10. Что стремился передать Мирон в V веке до н.э. в скульптуре «Дискобол»? ( ощущение движения при устойчивости тела, не заостряя внимания на лице )

11. Кто создал знаменитую статую Афродиты? ( скульптор Пракситель в IV веке до н.э. для храма на острове Крит )

12. Назови особенности портрета Древнего Рима. ( связан с культом предков; стремление сохранить их облик для потомков; стал развиваться жанр реалистического портрета )

13. Назови особенности портретизма в Средние века. ( чувственно-пластический язык скульптуры; отвлеченные образы; связь с божественным духом )

14. Каковы особенности портретов эпохи Возрождения? ( объединение заветов Античности и Средневековья; словно торжественный гимн могучему человеку с его физическим обликом, духовным миром, индивидуальными чертами характера и темперамента )

15. Назови художников-портретистов эпохи Возрождения. ( Албрехт Дюрер, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти )

16. Назови известные картины Альбрехта Дюрера. ( «диптих дам и Ева», «Мария с младенцем», «Праздник всех святых», «Семь скорбей Марии»)

17. Назови известные картины Леонардо да Винчи. ( «Джоконда», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мадонна Литта», «Мадонна с гвоздикой» )

18. Назови известные картины Рафаэля Санти. ( «Сикстинская мадонна», «Дама с единорогом», «Триумф Галатеи», «Преображение» )

19. Что происходит с искусством в жанре портрета в XVII века? ( главный критерий – материальный мир, воспринимаемый через чувства; подражание действительности )

20. Какие предметы особенно выделялись на портретах того времени с высочайшим мастерством? ( мягкий бархат, воздушный шелк, пушистые меха, хрупкое стекло, нежная матовая кожа, сверкающий жесткий металл )

21. Назови известные картины Микеланджело Меризи де Караваджо. ( «Вакх», «Гадалка», «Концерт», «Нарцисс», «Лютнист», «Юноша с корзиной фруктов» )

22. В чем особенности нового типа портрета в творчестве испанского художника Эль Греко? ( в его портретах передается необычная внутренняя сосредоточенность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный духовный мир )

23. Какие приемы для этого использует Эль Греко? ( резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы, одухотворенные бледные вытянутые лица с огромными бездонными глазами )

24. Назови известные портреты Эль Греко. ( «Дама в мехах», «Портрет живописца», «Святое семейство», «Святой Лука», «Портрет кавалера с рукой на груди» )

Предварительный просмотр:

8.10. Жанр портрета

1. Что такое портрет? (изображение определенного человека или группы людей)

2. Как развивался жанр портрета? (получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и в графике)

3. Какие бывают портреты? (парадные, камерные, парные, групповые, психологические, портреты-характеры, портреты-биографии)

4. Какую задачу, обычно, ставит перед собой художник, рисуя портрет? (не точное копирование внешних черт, а «живописное пересоздание» образа человека)

5. Что является важным в портрете? (всё то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика, выражение глаз, линия губ, поворот головы, осанка, жест)

6. Какие особенности скульптурного портрета были в Древнем Египте? (религиозные представления, связанные с культом мертвых, вызывали стремление к передаче портретного сходства: душа умершего должна найти свое вместилище)

7. Чем поражает образ царицы Нефертити, созданный в XIV в. до н.э.? (плавные линии профиля, изящная гибкая шея, воздушная легкость, текучие переходы неправильных, но прелестных черт)

8. Какие портретные образы Древней Греции занимают особое место? Почему? (обобщенные, идеализированные образы героев и богов; в слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека)

9. Что стремился передать скульптор Мирон в V веке до н.э. в скульптуре «Дискобол»? (ощущение движения при устойчивости и понументальности линий тела, не заостряя внимание на особенностях лица)

10. Перечисли особенности скульптуры «Афродита Книдская» скульптора Праксителя в IV веке до н.э.? (в изображении богини любви и красоты нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием)

11. В чем особенности Римского портрета? (связан с культом предков; стремление сохранить их облик для потомков; развитие реалистического портрета; индивидуальные характеристики человека: величие, сдержанность, жестокость или деспотизм, одухотворенность или высокомерие)

12. Назови особенности скульптурного портрета в Средние века. (чувственно-пластический; идея отвлеченного образ; связь с Божественным духом)

13. Чем отличается портретное искусство эпохи Возрождения? (объединение Античности и Средневековья; торжественный гимн могучему человеку)

14. Опиши «Автопортрет» Альбрехта Дюрера. (стремление художника изобразить идеализированного героя)

15. Кто еще из известных художников эпохи Возрождения писал идеализированные портреты? (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти)

16. Что является основным в портретах итальянского художника Микеланджело да Караваджо? (мотивы, взятые из реальной жизни – «Лютнист»)

17. В чем заключается новизна портретов испанского художника Эль Греко? (в портретах передается внутренняя сосредоточенность человека; интенсивность его духовной жизни; погруженность в собственный мир)

18. Какие приемы при этом использует Эль Греко? (резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения застывшие или застывшие позы)

19. Что является главным критерием в художественных портретах XVII века? (материальный мир, воспринимаемый через чувства)

20. К каким видам портретизма относятся портреты голландского художника Рембрандта Харменс ван Рейна? (портреты-биографии)

21. Почему Рембрандта называли «поэтом страдания и сострадания»? (он изображал людей скромных, нуждающихся, всеми забытых; с особой любовью относился к «униженным и оскорбленным»; по характеру творчества художника сравнивают с Ф.С.Достоевским; в его портретах отражены сложные, полные тягот и лишений судьбы простых людей, которые не утратили человеческого достоинства и душевной теплоты)

22. Какие портреты появились на рубеже XVII и XVIII веков? (придворно-аристократические; в стиле рококо; с образами утонченно-обольстительными, задумчиво-томными, мечтательно-рассеянными)

23. Назови художников-портретистов того времени. (Антуан Ватто, Франсуа Буше)

24. Какие образы появляются в портретах в XVIII во времена революционных перемен? (поиски героического, значительно, монументального)

25. Кто создал гениальный скульптурный портрет мирового искусства – памятник Петру I? (французский скульптор Этьен Морис Фальконе в Петербурге)

26. Раскрой образ этого памятника. (задуман как образ гения и создателя; во властном жесте вытянутой руки и в стремительном движении коня и всадника — неукротимая энергия; в мужественном открытом лице – бесстрашие, воля, ясность мысли)

27. Какие особенности в искусство портрета привнес XIX век? (изменчивость художественных вкусов; относительность понятия красоты; сближение с действительностью; поиск многоликости образов)

28. Каковы особенности портрета в эпоху Романтизма? (изображение внутреннего «я», человека, наделенного свободой воли)

29. Опиши образ портрета «Фридерик Шопен» французского художника-романтика Эжена Делакруа. (романтический пафос; психологический портрет, передающий страстность, пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть; стремительное драматическое движение в повороте фигуры композитора, в напряженном колорите, в контрастных светотенях, в интенсивных мазках, ) столкновении теплых и холодных тонов)

30. Какая музыка созвучна этому портрету? (Этюд ми-мажор Ф.Шопена – реальный образ Родины)

31. Дай характеристику всего музыкального творчества Ф.Шопена. (мелодия неподдельная, могущественная – главное средство выражения чувств композитора, его язык; могущество мелодии – в силе её воздействия на слушателя; она похожа на развивающуюся мысль в повести)

32. Что происходит в портретном искусстве XX и XXI века? (условно можно выделить два направления:

1. продолжение классических традиций реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека

2. поиск абстрактных форм и способов выражения его внутреннего мира )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *