Какой вид деревьев не упоминается в повести
Перейти к содержимому

Какой вид деревьев не упоминается в повести

  • автор:

Как идентифицировать деревья

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Количество просмотров этой статьи: 19 457.

В этой статье:

С учетом такого множества разновидностей существующих деревьев, отличить их друг от друга может быть непростой задачей. Вы должны обратить внимание на определенные характеристики, такие как форма листьев и тип коры. Постоянное пополнение знаний и практика также важны, если вы хотите научиться узнавать деревья более эффективно.

Часть 1 из 3:

Основные действия

Step 1 Ознакомьтесь с местными деревьями.

  • Только в одних Соединенных Штатах встречаются более 700 видов деревьев. Вы значительно увеличите свои шансы на правильный ответ, если сосредоточите свои усилия на местных деревьях вместо того, чтобы запоминать более 700 видов.
  • При выборе образовательных ресурсов придерживайтесь тех, которые ограничиваются вашим географическим регионом или областью. Если вы не можете найти таких специфичных ресурсов, придерживайтесь, по крайней мере, справочников, которые ограничиваются вашей частью страны.

Step 2 Посмотрите на листья.

  • Тонкие иголки, прямо-заостренные листья, которые обычно собраны в группы.
  • Чешуйки шире, чем иголки, но имеют заостренный кончик, и также собраны в группы. Чешуйки накладываются друг на друга.
  • Широкие, плоские листья имеют широкую форму и располагаются в одной плоскости.
  • Простые листья могут быть и широкими, и узкими, но они, как правило, плоские с ровными, гладкими краями. В противоположность этому, зубчатые листья похожи на простые листья, за исключением того, что они имеют заостренные выступы вдоль краев.
  • Дольчатые листья — широкие листья с большими лопастями, кромка листа зубчатая.
  • Пальчатые листья имеют множество длинных, узких листьев, исходящих из одного черенка, а перистые листья имеют множество тонких листьев, прикрепленных к своим собственным черенкам.

Step 3 Осмотрите кору.

  • Кора, изрезанная бороздками, как правило, один из самых распространенных типов коры. Глубокие бороздки расходятся вверх и вниз по коре дерева в беспорядочных направлениях.
  • Чешуйчатая кора также имеет глубокие трещины, но они, по всей видимости, образуют небольшие участки коры, которые накладываются друг на друга.
  • Гладкая кора имеет мало неровностей. Бороздки и углубления на гладкой коре довольно неглубокие.

Step 4 Обратите внимание на ветви.

  • Резко поднимающиеся ветви расположены довольно далеко друг от друга, но поднимаются под острым углом. В противоположность этому поднимающиеся ветви расположены на таком же расстоянии друг от друга, но поднимаются под менее острым углом. [4] X Источник информации
  • Раскидистые ветви расположены далеко друг от друга. Они слегка поднимаются и расположены почти горизонтально.
  • Так называемые «кудрявые» ветви сначала растут вверх, а затем склоняются вниз.
  • Прижатые ветви резко поднимаются вверх, а сами ветки плотно расположены друг к другу.

Step 5 Отметьте наличие любых фруктов или цветов.

  • Плод конической или цилиндрической формы состоит из древесных, чешуевидных долей, собранных в плод конической или цилиндрической формы.
  • Мясистые или мягкие фрукты, как правило, включают ягоды или съедобные плоды, такие как яблоки и груши. Мякоть сочная и при нажатии остается небольшое углубление (податливая при нажатии).
  • Жесткий или древесный плод имеет жесткую внешнюю оболочку. В эту категорию входят желуди и орехи.
  • Плод-стручок содержит несколько семян или твердую массу внутри защитной капсулы или оболочки.
  • Крыловидный плод состоит из твердого семени в центре плода с легким, как бумага, крылышком, выходящим из этого семени.

Step 6 Изучите общую форму и высоту.

  • Конические или шпилевидные деревья узкие и, как правило, имеют острые вершины. Их профиль похож на треугольник.
  • Раскидистые деревья имеют широкую форму, и ветви, как правило, простираются далеко от ствола дерева.
  • Вертикальные деревья похожи на раскидистые деревья, но ветви не распространяются так далеко, придавая дереву более узкий вид.
  • Плакучие деревья имеют ветви и листья, которые свисают вниз.

Какой вид деревьев не упоминается в повести

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» примеры сочинений рассуждений

В повести Карамзина «Бедная Лиза» важную роль играет описание состояний природы. Окружающий мир вторит чувствам главной героини. По времени года и погоде можно понять, какие эмоции одолевают девушку и самого автора, и даже предугадать, куда повернет сюжет.

Писатель с первых страниц разграничивает город и сельскую местность. Ему не нравится суета в тесном скоплении домов, где нет места красотам русской земли. Зато с любовью и обожанием он описывает долины около Москвы-реки. Там живет трудолюбивая и добросердечная девушка Лиза, которая находится в гармонии с окружающим миром. По мнению автора, только в такой красивой и незатейливой обстановке может родиться прекрасная и непосредственная натура. Описывая рассвет в лесной глуши, он намекает на то, что героиня – одна из тех цветов, которые раскрываются навстречу солнцу. Так и Лиза отдает всю себя свету первой и единственной любви.

Когда отношения между героями оставались все еще непорочными и честными, сама природа была столь же целомудренна и мила. Пруд автор называет «чистым», солнце – «светлым», утро – «прекрасным». Но после грехопадения и разлуки Лиза видит гром и молнию. Восход уже не прекрасен, а окрашен в цвет крови. Даже дуб, под которым располагается ее могила, уже не столетний и твердый великан, а «мрачное» дерево. Таким образом, оттенки природы меняются вместе с эмоциями, которые испытывают читатели от прочитанного отрывка. Пейзаж в повести «Бедная Лиза» отображает человеческие чувства и настраивает публику на нужный лад.

Пример сочинения 2

В произведениях Н. Карамзина герои впервые в истории литературы перестали быть носителями какой-то одной черты, а стали настоящими, живыми, реальными людьми, умеющими чувствовать и переживать и говорившими на простом понятном языке. Так же новым стало и то, что автор, давая оценку происходящему, открыто выражал свое к нему отношение. Кроме того, гармонично дополняют его повествование живописные описания природы и лишь на первый взгляд их можно принять за случаные эпизоды, являющиеся красивым фоном основного действия. На самом деле пейзажи играют особую роль, являясь одним из основных средств для раскрытия душевных переживаний главных героев и понимания мотивов их поступков.

В завязке повести «Бедная Лиза» представлены контрастные картины Москвы с «ужасной громадой домов» и великолепные сельские просторы со светлой рекой, пышными рощами, бескрайними полями и небольшими уютными деревеньками.

Эти картины знакомы каждому, они абсолютно реальны и тем самым с самого начала придают повести достоверность и задают тон всему повествованию, к тому же показывая еще и авторскую позицию, которого влечет все прекрасное и естественное и неприятен город.

По ходу дальнейшего развития действия роль пейзажа будет не менее значительной, так как все изменения в природе автор соотнесет в абсолютной гармонии с тем, что произойдет с героями.

Сюжет повести поначалу может показаться достаточно простым. В центр внимания попадает трагическая любовь простой крестьянки к молодому дворянину. Девушка всей душой верит, что ее чувства взаимны. Но очень скоро получится так, что возлюбленный выберет в жены другую. Все действие развертывается на фоне природы, ставшей невольным свидетелем сначала необъятного счастья, а затем непоправимого горя героини. Пейзажные зарисовки помогают проникнуться мельчайшими изменениями в душе Лизы.

Первые встречи влюбленных пропитаны нескончаемой радостью, и вся природа вокруг преображаясь, превращается для Лизы в удивительно красивую и неповторимую.

В дальнейшем, в своем желании быть счастливой девушка преступает через нравственные нормы, по которым воспитывалась и жила, хотя это и дается ей совсем нелегко. Автор подчеркивает ее тревогу и страх изменениями в природе. После случившейся близости молодых людей, черные облака закрывают небо и начинается гроза. А дождь, словно оплакивает «преступление» девушки.

В момент прощания героев ощущение предстоящей беды усиливает алая заря, передающая боль, тревогу и смятение героини.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» вышла за рамки классического изображения природы в художественном произведении. Ранее пейзаж играл незначительную роль украшения повествования, а здесь превратился в способ передачи внутреннего мира героев.

Еще одной функцией пейзажных зарисовок в повести стала помощь читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.

Пример сочинения 3

В трагичной, но в то же время и прекрасной повести Карамзина «Бедная Лиза», пейзажу отводится очень значительная роль. Его «многогранность» показана на протяжении всего произведения. В зависимости от сюжета, меняется картина самого происходящего вокруг. Тихую и безмятежную погоду, может сменить порывы ветра, раскаты грома. Они и становятся предвестником надвигающейся беды и в без того сложной судьбе главной героини. Такое дополнение является знаковым и подтверждает тонкую духовную связь Лизы с окружающим миром.

Девушка из простой и бедной семьи влюбляется в состоятельного мужчину — Эраста. В моменты их первых свиданий и зарождения чувств, вся природа как бы в унисон тоже расцветает. Автор в подробностях доносит до читателя через описания пейзажа, душевное состояние и ценности героев.

Изначально и Эраст и Лиза живут в разных «мирах». Эраст в городе, где все давно «покупается и продается», Лиза – в гармонии с окружающей реальностью, добродетельностью и скромностью. Автор не зря добавляет описания храмов и соборов в повесть. Они символизируют крепкую веру девушки и всего русского народа в высшую силу, в справедливость, в любовь…

Каждое из свиданий молодых людей сопровождается удивительными пейзажами, которые олицетворяли красоту и невинные помыслы героев. Автор подбирает им места, соответствующие их душевному состоянию. Однако когда между Эрастом и Лизой случается близость, природа на это реагирует совершенно иначе. Погода портится и начинается гроза. Что же это может означать? Возможно то, что герои зашли за тонкую грань дозволенного. Может быть, им было предначертано испытывать до конца жизни друг к другу лишь «братские» чувства.

Для каждого из них была своя судьба и возможно долгая и счастливая жизнь. Ведь и Эраст, и Лиза непременно ее заслуживали. Та обстановка которая окружала молодых людей, очень повлияла на их восприятие и восприятие той или иной ситуации.

Бесхитростная и добропорядочная Лиза воспитывалась в скромности. Ее окружали бескрайние русские просторы, церкви, и безмятежная природа. Это и заложило основу в ее естественность характера, широту души и искренность отношений ко всему живому. Автор хотел показать ее читателю, как непорочного ангела — некий идеал чистоты.

Эраст же, был всю жизнь окружен роскошью и богатством. Позолоченные купола, дамы в роскошных платьях и светские рауты — все это, несомненно, вошло в норму и в уклад жизни. Мужчина привык все мерить деньгами, дорогими подарками и «нужными знакомствами». Это все подмечает автор неспроста. Он дает читателю информацию к размышлению и не хочет, чтобы ни к одному из героев шло осуждение. И Эраст, и Лиза заслуживали этой любви. Не один из них не предполагал, что может все так трагично закончится. Даже знаки, посылаемые свыше, не смогли повлиять на судьбу героев. Они оба остались несчастными из-за горькой потери самого светлого чувства на свете.

Хорошо вписанный пейзаж на протяжении всей повести, делал целостной картину жизни обоих героев. В итоге, он стал невольным свидетелем и счастья и трагедии молодых людей.

Пример сочинения 4

Повесть открывается картиной, которой наслаждается рассказчик во время прогулки. Громадная Москва со всеми ее башнями и шпилями, мрачная громада каменных стен монастыря контрастируют с идиллическими картинами природы. Зеленая дубовая роща, пастбища, цветущие луга, чистая голубая река — все это пасторальные пейзажи. Возможно, они могут показаться нереалистичными, ведь Карамзин был далек от настоящей крестьянской жизни. О ней он знал только из произведений своих предшественников. Но автор пишет о том, что видит и что чувствует, стоя на этом месте. Пейзажи родны для Карамзина и дороги его сердцу, именно в такой обстановке и разворачиваются действия повести.

Лиза и ее мать близки к природе. Девушка любуется красотой окружающего мира, сидя на берегу озера и наблюдая за пастухом, который гонит свое стадо. Она говорит о том, что только ради такой красоты и стоит жить. Пейзаж словно подчеркивает душевную красоту и чистоту Лизы. В нем нет притворства, лицемерия, лжи. Природа чиста и непорочна. Неслучайно все самые счастливые моменты Эраста и Лизы прошли в роще за городом под сенью молодых зеленых деревьев, а несчастье происходит на улицах Москвы.

Природа отражает и переживания главных героев. Влюбленная девушка видит голубое небо, зеленую траву, все дышит спокойствием и умиротворением, которые отзываются в ее сердце. Когда Лиза, уступив Эрасту, лишается с ним невинности, начинается гроза. Гром и молния олицетворяют душевное смятение девушки, ее страх перед наказанием высших сил. Когда Эраст едет на войну, он прощается с Лизой на рассвете. Небо залито алым цветом. Это цвет крови, опасности. У многих народов считали, что если накануне битвы небо окрашивается в красный, то бой принесет много потерь. Это можно рассматривать и как предзнаменование для Лизы, знак того, что ее жизни может грозить опасность.

Место, где похоронена Лиза показано мрачным и печальным. Старые, покрытые мхом кельи, развалины монастыря, звуки ветра, похожие на стоны боли. Здесь все напоминает о несправедливости судьбы, из-за которой молодая девушка, полная жизненных сил и стремлений, теперь покоится здесь, где вечные камни не меняются в течение целых столетий.

Тест по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» 9 класс

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Литература — еще материалы к урокам:
Предметы
  • Алгебра
  • Английский язык
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • ИЗО
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Начальная школа
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • ОРКСЭ
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Физкультура
  • Химия
  • Экология

Похожие публикации:

  1. Как сделать тумбу для раковины своими руками
  2. Как спланировать дорожки на дачном участке
  3. Сколько семян огурцов сажать в одну лунку
  4. У какого злака самая крепкая соломина

Символика деревьев в произведениях русской литературы
материал по литературе на тему

Всем известно о существовании «языка цветов», «языка птиц», но мало кто знает о том, что есть и «язык деревьев». Символика деревьев, на наш взгляд, очень актуальная тема на сегодняшний день. Ведь чтобы понять глубинный смысл произведения, нужно непременно знать «язык деревьев», их символический смысл. Какую смысловую нагрузку несут деревья, к которым так часто обращались поэты и писатели?

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconСимволика деревьев в произведениях русской литературы 50 КБ

Предварительный просмотр:

СИМВОЛИКА ДЕРЕВЬЕВ В ПРОИЗВЕДЕНЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Т.Е. Зинина, С. Старченко

МАОУ Домодедовской гимназии № 5

г. Домодедово, Россия

Всем известно о существовании «языка цветов», «языка птиц», но мало кто знает о том, что есть и «язык деревьев». Символика деревьев, на наш взгляд, очень актуальная тема на сегодняшний день. Ведь чтобы понять глубинный смысл произведения, нужно непременно знать «язык деревьев», их символический смысл. Какую смысловую нагрузку несут деревья, к которым так часто обращались поэты и писатели?

В ХIХ веке во Франции появилось такое литературное направление, как символизм. Позже в России он становится первым значительным модернистским направлением в этой стране. Наиболее яркими представителями этого направления являются В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок. Единственное, что объединяло русских символистов — это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов.

У любого предмета, имеющего какое-то знаковое выражение, можно обнаружить скрытый смысл, слитый с образом этого предмета, но ему не равный, иной. В этом и заключается основы символизации – многогранное восприятие и понимание того или иного предмета. Символика – это символическое значение, приписываемое чему-нибудь. Что же символизируют деревья в произведениях русской литературы? Зачем так часто к ним обращались писатели? На эти вопросы мы и попытаемся дать ответ.

В творчестве многих русских писателей символ дерева играет важную роль. Например, в рассказе Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в кульминационной сцене объяснения Катерины Львовны и Сергея в весеннем саду мы встречаем образ яблони. Это дерево автором выбрано неслучайно: яблоня становится соучастницей грехопадения героини, соблазненной Сергеем.

В качестве символа искушения яблоня выступает и в эпизоде встречи Веры и Марка Волохова в романе И.А. Гончарова «Обрыв», впоследствии Марк становится избранником Веры, но их разделяет слишком многое: понятия о нравственности, добре, семейной жизни. Марк отталкивает ее.

В рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» яблоня — символ уходящей в прошлое России. У автора незначительная, казалось бы, деталь — запах антоновских яблок — будит вереницу воспоминаний о детстве. Однако эта жизнь уходит в прошлое, и ее сменяет «мелкопоместная жизнь».

Вишневый сад – центральный образ одноименной пьесы А.П. Чехова. Вокруг его образа строится интрига пьесы, он объединяет все персонажи. В нем сосредоточена поэтическая энергетика пьесы, это ее важнейший образ, в котором есть лирическое, трагическое, комическое, ироническое, поэтическое начала. Вишня – это символ безвозвратно уходящего прошлого, уходящей старой жизни, дворянской культуры, как яблоня в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки». И действительно, движение свойственно историческому процессу и жизни. Сам А.П. Чехов осознавал, что «все давно состарилось, отжило», и все ждет «начала чего-то молодого, свежего».

Так же, как и яблоня, в одном из романов А.И. Гончарова «Обломов» символическим лейтмотивом становится ветка сирени. Брошенная Ольгой ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюбленной женской души; ветка сирени возникает из-под иглы Ольги на вышивке, она заменяет слова признаний в любви. Когда же девушка получила от Обломова письмо, в котором тот сомневается в глубине ее чувства, в ее сознании это ассоциируется с отцветшей сиренью: «Сирени… отошли, пропали!» В романе «Обломов» для Ольги Ильинской сирень олицетворяла цвет жизни, весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но независимо от намерений самой девушки ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила свое роковое предназначение. Они были обречены на разлуку.

Образ дуба предстает перед нами в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Сюжет встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных эпизодов в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом — перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом.
Дуб — символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. Поэтому встреча Андрея Болконского с дубом играет важную роль.

Образ осины встречается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Это дерево было выбрано Базаровым в качестве талисмана, и совсем неслучайно. Осина – дерево необычное, оно забирает энергию. Можно предположить, что именно поэтому осина стала его талисманом. Он сам похож на нее. В разговоре с героем многие терялись, смущались, не зная, как вести себя, он как будто забирал энергию у людей, общавшихся с ним. Именно поэтому в качестве талисмана герою приписывают именно осину.

Образ ясеня в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы встречаем в эпизоде встречи Аркадия и Кати в Никольском саду. Ясень как бы способствовал их любви, оберегал ее. Вероятно, они это почувствовали и именно поэтому встречались в этом месте, под ясенем.

Анчар — «дерево ада». Так пояснил сам Александр Сергеевич Пушкин, известный русский писатель ХIХ века. В 1828 году он создает одноименное стихотворение. Как отметил сам писатель, дерево становится в стихотворении воплощением всеобщего зла. Неспроста автор выбрал именно его. Более 200 лет это дерево окружено самыми мрачными легендами и описаниями, в Китае его называют «убийцей крови», считают обладателем ядовитых веществ. И действительно, анчар имеет подобную смолу, но совсем не опасную для жизни. Однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание этого ядовитого дерева, а обобщенную картину зла в природе.

Береза – красивейшее дерево, воспетое многими поэтами ХХ века. Одним из них является русский поэт С.А. Есенин. Во многих его стихотворениях береза – символ прекрасной русской девушки. Традиция изображения поэтического образа березы была продолжена У.А. Прокофьевым и И. Сельвинским. Более часто береза воспринималась как символ родной земли, например, в стихотворениях А.К. Толстого, С.А. Есенина и А. Дементьева.

Своеобразная прелесть ивы близка В.А. Жуковскому, который передал ее в элегиях «Сельское кладбище» и «Вечер». В строках этих произведений определяется поэтический облик ивы: гибкость, трепетность, задумчивость, горестность. А. Ахматова в стихотворении «Память о солнце в сердце слабеет…» умело использует образ ивы в своих произведениях. У нее это дерево – символ одиночества, горестной разлуки, разрыва. Н. Некрасов в произведении «Внимая ужасам войны…» через образ этого дерева передает чувства, которые испытывали все матери, расстававшиеся со своими сыновьями в тяжелые, жестокие военные годы. Образ ивы занимает важное место в русской поэзии ХХ века.

Рябина, как береза и ива, является одним из поэтических образов. Рябину в качестве «кровавого дерева», передающего дерзость, вызов, неистовство, бушевание, мы встречаем в стихотворении А. Блока «Осенняя воля». Часто образ рябины метафорически раскрывает тему страдания. Это дерево проявляется и в цикле А.Блока «Осенняя любовь». Для М. Цветаевой это дерево имеет важное значение: ни у какого другого поэта она не употребляется так часто и с таким лирическим воодушевлением. Рябина для поэтессы — символ родины, который предстает перед нами в стихотворении «И как под землею трава…». Цветаевская рябина также имеет значение «огненного дерева», как в стихотворении «Красною кистью рябина зажглась…», где в этом дереве сошлись горечь и пылание.

Конечно, символика дерева играет огромную роль и несет в себе важную смысловую нагрузку в произведении, поскольку может «подсказать» читателю дальнейшее развитие сюжета, ускорить его, а так же помогает в создании психологической характеристики героя.

4. Дерево как мифопоэтический символ

Дерево занимает особое место в мировой мифологии. Оно являлось объектом поклонения, местом жертвоприношений. Древние верили в происхождение человека от дерева, в то, что оно наделено душой. Д. Зеленин в 1937-м году писал о том, что «в Европе сохранились верования о происхождении людей от деревьев и о помещении человеком своей души в дерево на хранение» (Зеленин 1937: 72). Деревья-тотемы считались покровителями определенной группы людей (клана, рода, позже – семьи). Во всех мифологиях мира имеется образ мирового древа как сакрального центра. М. Элиаде определяет его как «точку соприкосновения Неба, Земли и Ада» (Элиаде 1987: 39). Кроме того, в мировой мифологии есть представление о дереве жизни как об одном из вариантов образа мирового древа (Мифы народов мира: 1980).

М. Никифоровский в работе «Русское язычество» (1875) объясняет достаточное распространение среди язычников верований в лесных богов лесистостью местности. И как о неоспоримом факте говорит о «непосредственном поклонении деревьям и рощам» (Никифоровский 1875: 46), о чем вплоть до XX века сохранилось много сведений. Так, Е.В. Аничков в 1914 году отмечает: «Культы деревьев упорно сохранились и имеют самое широкое распространение в обрядовом обиходе» (Аничков 1914: 295). Давая «общий абрис» язычества, в числе общепринятых языческих культов ученый называет «культы лесные, священные деревья и рощи» (Аничков 1914: 259). Не удивительно поэтому проникновение мифологических представлений в художественную литературу, их влияние на сознание современных авторов, особенно тех, кто обращается к натурфилософской проблематике. Так, следы поклонения деревьям, сохранившиеся в памяти народа, находят свое отражение в произведениях В. Астафьева, Ю. Сбитнева, В. Распутина, А. Кима и др.

В повести В. Астафьева «Последний поклон» описывается подобное верование. В главе «Деревья растут для всех» есть сцена, в которой повествуется о лечении бабушкой Катериной Петровой внука от малярии, которую «по Сибири называют веснухой». Когда не помогают молитвы от всех скорбей и недугов и святая вода, она ведет внука в лес к толстой осине. «Поклонилась ей и стала молиться, а я три раза повторил заученный от нее наговор: “Осина, осина, возьми мою дрожжалку-трясину, дай мне леготу”, – и перевязал осину своим пояском» (Астафьев 2003: 33). В бабушке сочетаются языческое поклонение силам природы и православная вера. «В народной медицине на осину “переносили” различные болезни… “Передавая” болезнь дереву, просили…: “Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!”» (Славянская мифология 1995: 294). Именно этот магический обряд и совершает Катерина Петровна, желая исцелить внука. В прозе В. Астафьева мифологизируются как растительные, так и образы животных. Влияние мифа проявляется зачастую опосредованно – через фольклор.

Среди деревьев лиственница издавна почиталась северными народами. Ее считали «светлым деревом», связывая представление о ней с солнцем и небом, со «светлыми птицами – орлом, журавлем и др. Поскольку лиственницы – самые высокие из северных деревьев, считалось, что их крона достигает неба» (Прокофьева 1976: 114). Лиственница являлась атрибутом большинства жертвенных мест. В «современной сказке» Ю. Сбитнева «Эхо» запечатлено мифологическое осмысление этого дерева, обусловленное тотемизмом. По словам А. Золотарева, «тотемизм возник как первая форма осознания родства в человеческом коллективе еще на почве примитивного охотничье-собирательского хозяйства палеолита. Но полного своего развития он достигает лишь тогда, когда появляется учение о душе и ее реинкарнации, т. е. в более высоко развитом родовом обществе» (Золотарев 1934: 8). «А сколько вообще растут листвени? Сосны даже тут, на Севере, порою достигают шестисотлетнего возраста. Подумать страшно. Живое, растущее свидетельство шести веков земной истории! Сколько же лет этой странной лиственнице?» (Сбитнев 1985: 131). В мифологических и религиозных системах наиболее наглядным воплощением жизни (от рождения к цветению и плодоношению) являлось дерево. И лиственница выделялась среди других деревьев продолжительностью своей жизни, не случайно в некоторых мифах она символизировала древо жизни. Д. Зеленин пишет о том, что «у примитивных людей были некогда особые, тотемические отношения к деревьям. Эти отношения требовали не срубать крупных деревьев, т. е. сопровождались обычною табуацией тотема. Нарушение табу сопровождалось смертью человека-нарушителя» (Зеленин 1937: 40).

В повести Ю. Сбитнева шаман Ганалчи называет лиственницу «Большой чинэ» и считает, что она очень старая. «Человека родить может…» (Сбитнев 1985: 131) Он рассказывает «легенду» о ней: «Чина-лиственница – дерево, отмеченное небом. Небо коснулось ее. Нет, не молнией. Камешком добрым, прозрачным, которым покрыт элюн. В котором девять солнц, девять лун и три цвета – голубой, синий и белый. Есть и огонь – добрый. И видишь в нем, что есть, было и будет. Чина растет долго, высоко поднимая круг своей кроны. Там, между ветвей, есть теплая живая смола. От этой смолы женщина может родить мальчика-богатыря… Но есть и еще чина, совсем редко увидишь. Чина-ель. От этой смолы женщина рожает девочку-богатыря» (Сбитнев 1985: 132). Герой-повествователь воспринимает этот рассказ как легенду о непорочном зачатии. В этом мотиве закреплено отношение к дереву как к родовой святыне, основанное на тотемизме. Он достаточно распространен в мифах разных народов. «Отдаленными его отголосками можно считать и широко распространенный в мифологии сравнительно развитых народов рассказ о девственном (непорочном) зачатии» (Мифы народов мира 1982: 523). Так, например, у сахалинских нивхов существует миф о происхождении их предков от лиственницы, айнов – от ели, ороков – от березы и др.

В натурфилософской прозе следы культа лиственницы представлены также и в «Прощании с Матерой». В образе «царь-де-рева» у В. Распутина запечатлено мифологическое осмысление его, но более позднего происхождения, чем в повести Ю. Сбитнева «Эхо». «По сравнению с животными растения имеют более слабую и ограниченную связь с тотемизмом, что, очевидно, объясняется их более поздней мифологизацией. Тем не менее эта связь отмечается прежде всего в наиболее архаичных культурах» (Мифы народов мира 1982: 369).

В. Иофе, исследовавший в русской поэзии образы деревьев, считает, что «самое распространенное дерево страны, лиственница, в литературе практически не обнаруживается» (Иофе 1990: 247). Возможно, это наблюдение и верно по отношению к русской поэзии XIX–XX веков, но относительно натурфилософской прозы второй половины прошлого века представляется ошибочным. Более того, именно лиственница становится символом жизни в произведениях, обращающихся к коренным вопросам человеческого существования, места человека в природе.

В народной культуре славян «в основе многих поверий и обрядов лежат представления о тесной связи между человеком и деревом, о соотнесенности их судеб и жизненных этапов» (Славянская мифология 1995: 160). М.Н. Капрусова в числе «основных способов связи человека и дерева» выделяет следующие: «представление о происхождении людей из деревьев, вера в возможность взаимопревращения человека и дерева, вера в дерево-двойник, уверенность в способности дерева передать свою жизненную энергию человеку, наконец, вера в то, что деревья способны видеть, слышать, чувствовать, а иногда и говорить, как люди» (Капрусова 1994: 92).

В русской прозе последней трети XX века мотив взаимопревращения человека и дерева находит воплощение в романе А. Кима «Отец-Лес» в метафоре «человек – дерево». Эта метафора реализуется в романе-притче благодаря уподоблению зеленого Леса человеческому Лесу. Герои произведения после смерти превращаются в деревья, а «дерево после смерти становится человеком» (Ким 1989: 4, 23). Смысл этого уподобления раскрывается в размышлениях Отца-Леса: «…Очень скоро человек сведет все деревья и тем положит конец своему собственному существованию. Потому что если дерево становится человеком – то кому же в будущем становиться людьми, если деревьев не будет?» (Ким 1989: 4, 23). Для мифологии славян характерно представление о посмертном переходе души человека в дерево (Славянская мифология 1995: 160).

Образ дерева, наделенного человеческой душой, раскрывается в романе и в связи с событиями исторического прошлого, в частности войнами: «Шел двадцатый год нового столетия, деревьев в лесу стало намного больше, людей на земле значительно меньше…» (Ким 1989: 4, 47). А. Ким повествует о воре-Гришке, подвергшемся самосуду народной самоуправы, о гибели его, после которой душа Гришкина, «возродившись не очень крупным свиловатым дубком», «все человеческое прошлое позабыла, и в шелесте дубовой листвы не было никаких отзвуков былых страстей и следов неисповедимых мучений» (Ким 1989: 4, 48).

Мотив взаимопревращения человека и дерева привлекает автора не в качестве возможности извлечь из него мифопоэтический смысл, а с целью раскрыть единство и взаимосвязь всего живого на планете, выявить общий исток, породивший это живое. Образ Леса предстает в натурфилософии А. Кима как символ многовековой эволюции «живого вещества» (В. Вернадский). В романе «Отец-Лес» углубляются размышления автора о месте человека в Природе, чему способствует и мифопоэтическая по происхождению метафора «человек-дерево».

Основу образа дерева как мифопоэтического символа в натурфилософской прозе составляет поклонение деревьям, уходящее своими истоками в глубокую древность. Отголоски этого поклонения проявляются в произведениях современных авторов как фрагментарно, так и целостно организуя натурфилософскую концепцию произведения.

Согласно народным верованиям дерево связано с такими понятиями, как дорога, храм, вселенная (Славянская мифология 1995: 159). В частности, понятие вселенная реализуется в образе мирового древа, «воплощающего универсальную концепцию мира». Это мифопоэтическое значение образа дерева представлено в повести В. Распутина «Прощание с Матерой», о чем речь пойдет в следующем разделе главы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Дерево

Дерево Энергия Дерева экспансивная и всеохватывающая. Древние друиды поклонялись деревьям, так как их корни уходят в подземный мир, стволы пребывают в мире людей, а кроны поднимаются в мир небесный.Энергия дерева может быть податливой — как у дуба. Люди Дерева общительны

52. Дерево и ваджра[581]

52. Дерево и ваджра[581] Выше мы рассмотрели схему дерева с тремя ветвями и тремя корнями, построенную на основе общего символа аналогии и доступную рассмотрению в двух противоположных направлениях; добавим еще несколько дополнительных примечаний в этой связи, которые

Природное и культурное дерево

Природное и культурное дерево Подобный анализ работает и в отношении материалов – например, дерева, которое ныне столь ценится, связываясь с сентиментально-ностальгическими мотивами (его субстанция вырастает из земли, оно живет, дышит, «работает»). Оно обладает своей

6. Дерево

6. Дерево Запечатленная артикуляция образа делит некую смежность; она принадлежит к синтагматическому порядку и соответствует той оппозиции между единицами в рамках фразы, которую лингвисты называют «контрастом». Тем самым игнатианский язык содержит набросок системы

ДЕРЕВО НА ТОПОРИЩЕ

ДЕРЕВО НА ТОПОРИЩЕ Деревья впервые увидели железо и затрепетали в страхе за свою жизнь: «Вот придет человек, – подумали они, – наделает железных топоров и погубит нас всех».Но железо сказало: «Чего вы испугались? Живите в мире, не изменяйте друг другу – и вам не будет

«Птица выбирает дерево. Как же дерево может выбирать птицу?», или искусство управления государством

«Птица выбирает дерево. Как же дерево может выбирать птицу?», или искусство управления государством Учитель сказал:– При управлении государством, способным выставить тысячу колесниц, необходимы постоянное внимание к делам и искренность в отношении к людям,

ДЕРЕВО, КОЛОДЕЦ И СЫН

ДЕРЕВО, КОЛОДЕЦ И СЫН Как-то раз у одного человека перестала плодоносить финиковая пальма и высох колодец. Испугавшись, что будет голодать, ибо колодец и пальма давали ему пропитание, он отправился за помощью к человеку, слывшему чудотворцем.«Конечно, я помогу вам, —

b. ЛЕС И ДЕРЕВО

b. ЛЕС И ДЕРЕВО Какую же мудрость нам надлежит извлечь из этой истории? Как известно, сказки, подобно сновидениям, мы можем рассматривать как продукты фантазии, понимая их в качестве спонтанных высказываний бессознательного о самом себе.В начале многих сновидений

ДЕРЕВО

ДЕРЕВО С самой далекой древности дерево является одним из самых любимых, самых таинственных и самых универсальных символов духовной культуры человечества. Символика дерева глубока, богата и многогранна; одна только библиография на эту тему составила бы весьма

Что такое дерево

Что такое дерево У науки будущего будет большее осознание и НОР, и ОР. Когда это случается, возникают новые вопросы. Можно предположить, что когда культуры снова научатся воспринимать переживания НОР как реальные, будут возникать новые проблемы. Например, если вы можете

Глава 20 ДЕРЕВО НА ГОРЕ

Глава 20 ДЕРЕВО НА ГОРЕ Бродя по [склону] горы, Чжуанцзы увидел огромное дерево с пышными ветвями и листвой. Лесоруб остановился около дерева, но [его] не выбрал.— Почему [его не рубишь]? — спросил Чжуанцзы.— Ни на что не годно, — ответил Лесоруб.— Дерево негодное, а поэтому

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *