Чем отличается электрический ток от других производственных опасностей
Перейти к содержимому

Чем отличается электрический ток от других производственных опасностей

  • автор:

В чем состоят особенности опасности электрического тока?

Электрический ток имеет существенные особенности, отличающие его опасность от опасности других производственных факторов (например, излучающих тепловую, световую энергию и др.).

Первая особенность электрического тока в том, что он не может дистанционно ощущаться человеком ввиду того, что человек не обладает соответствующими органами чувств. Поэтому защитная реакция организма проявляется только после воздействия электрического тока.

Вторая особенность электрического тока состоит в том, что он, протекая через тело человека, оказывает свое действие не только в местах контактов и на пути протекания через организм, но и вызывает рефлекторное воздействие, нарушая нормальную деятельность отдельных органов и систем организма человека (нервной, сердечно-сосудистой, дыхания и др.).

Третьей особенностью является опасность получения электротравмы без непосредственного контакта с токоведущими частями — при перемещении по земле (полу) вблизи поврежденной электроустановки (в случае замыкания на землю), через электрическую дугу, от наведенного напряжения.

  • Обучение и повышение квалификации
    • Обучение и переподготовка водителей
    • Повышение квалификации специалистов
    • Обучение по профессиям рабочих
    • Огнетушители порошковые
    • Огнетушители углекислотные
    • Пожарные рукава
    • Головки соединительные пожарные
    • Пожарные щиты
    • Пожарные извещатели
    • Самоспасатели
    • Кронштейны и подставки для огнетушителей
    • Стволы для пожарного рукава
    • Шкафы для огнетушителей
    • Ящики для песка пожарные
    • Инвентарь для пожарного щита
    • Журналы по охране труда
    • Специализированные журналы
    • Журналы по БДД

    4.1 Электробезопасность

    1. Чем отличается электрический ток от других производственных опасностей? а) Скоростью воздействия.

    б) Смертельным исходом.

    в*) Невозможностью обнаружения его дистанционно без приборов.

    г) Возможностью реанимации пострадавшего после электрического удара.

    2. В каких случаях человек (работник) может быть поражен электрическим током?

    а) Находясь на рабочем месте или вблизи технологического оборудования, стоя на токопроводящих полах.

    б) Прикасаясь к корпусам технологического оборудования, без использования изолирующих средств защиты.

    в) Прикасаясь к токоведущим частям оборудования, находящимся в аварийном состоянии.

    г*) При замыкании электрического тока через тело человека (например, при однофазном прикосновении одной рукой, стоя на земле или касаясь каких-либо заземленных конструкций).

    3. Какие виды поражения может вызвать электрический ток, протекая через тело человека?

    а) Судорожное сокращение мышц, местные повреждения поверхностных тканей тела человека (ожоги, порезы и т.п.), нарушение функции опорно-двигательного аппарата, головокружение.

    б) Потеря сознания, нарушение функции сердечно-сосудистой системы и функции опорно-двигательного аппарата, потеря аппетита.

    в) Нагрев мышечной, нервной, костной и других тканей тела человека, судорожное сокращение мышц, электролитическое разложение биологических жидкостей (крови, лимфы и т.п.).

    г*) Электрические травмы, электрические удары.

    4. Какие факторы влияют на исход поражения электрическим током?

    а*) Величина тока, длительность воздействия, род тока, частота состояния организма, физико-химическая характеристика производственной среды (помещения), путь протекания тока через тело.

    б) Величина напряжения, род тока, частота, путь протекания тока через тело человека, схема электрической сети, наличие защитного заземления и зануления, других способов защиты.

    в) Величина напряжения, длительность воздействия, умение оказывать первую (доврачебную) помощь, возможность прикосновения к открытым токоведущим частям (проводам, клеммам и т.п.).

    г) Величина тока, напряжения, схема электрической сети (трехфазная трехпроводная, трехфазная четырехпроводная и т.п.), режим нейтрали сети по отношению к земле (нейтраль изолирована от земли или заземлена), род тока, его частота, психофизиологическое состояние человека.

    5. Какие способы применяются для реанимации пострадавших от электрического тока?

    а*) Искусственное дыхание и непрерывные массаж сердца, используя методы «изо рта в рот» («изо рта в нос»).

    б) Вдувание воздуха в легкие пострадавшего методом «изо рта в рот», «изо рта в нос» с помощью трубок или других приспособлений, массаж мышц грудной клетки путем легкого надавливания, стимуляция сердца путем интенсивного сгибания рук пострадавшего.

    в) Искусственное дыхание путем интенсивного сгибания рук пострадавшего, положив его на спину и освободив рот от посторонних предметов, закрытый массаж сердца путем легкого ритмичного надавливания на переднюю грудную клетку.

    г) Вентиляция легких пострадавшего путем вдувания в них через нос или через рот воздуха из легких оказывающего помощь, прямой массаж сердца и ритмичное сгибание ног.

    6. Какие трехфазные сети по схеме (количество проводов) и режиму нейтрали относительно земли (изолирована, заземлена) применяются на практике для электропитания технологического оборудования, приборов, устройств, бытовой техники и т.п.?

    а) Трехфазные трехпроводные с заземленной нейтралью; трехфазные четырехпроводные с заземленной нейтралью; трехфазные четырехпроводные с изолированной нейтралью; б*) Трехфазные четырехпроводные с заземленной нейтралью; трехфаз-

    ные четырехпроводные с изолированной нейтралью; трехфазные трехпроводные с изолированной нейтралью; в) Трехфазные трехпроводные с изолированной нейтралью; трехфазные

    четырехпроводные с заземленной нейтралью; трехфазные трехпроводные с заземленной нейтралью.

    г) Трехфазные четырехпроводные с заземленной нейтралью; трехфазные трехпроводные с изолированной нейтралью; трехфазные трехпроводные с заземленной нейтралью.

    7. Какие основные факторы влияют на сопротивление изоляции фазных проводов по отношению к земле (z) в сетях, изолированных от земли (трехфазные с изолированной от земли нейтралью, двухпроводные переменного и постоянного тока с изолированными от земли выводами, полюсами и т.п.).

    а) продолжительность сети, величина напряжения в сети.

    б) Удельное сопротивление грунта, место проложения сети (кабельная или воздушная).

    в) Величина напряжения в сети, количество проводов в сети (трехпроводные, четырехпроводные).

    г*) Продолжительность сети, количество ответвлений.

    8. В чем заключается оценка риска электротравмирования при эксплуатации электрических сетей и потребителей электроэнергии?

    а) В измерении или расчете максимально-возможного тока через тело человека в конкретной ситуации.

    б) В самочувствии человека, попавшего под действие электрического тока различной величины напряжения.

    в) В ответной реакции организма человека на действие тока при отсутствии мер защиты.

    г*) В сравнении максимально-возможных значений тока через тело человека или напряжения прикосновения с их допустимыми значениями.

    9. Какая величина сопротивления тела человека (Rh) принимается при расчетах ожидаемых токов электропоражения в зависимости от величины напряжения

    прикосновения (U пр )?

    а) Rh=6 кОм (при U пр > 50 В)

    Rh=1 кОм (при U пр ≤ 50 В)

    б) Rh=1 кОм (при U пр > 127 В)

    Rh=6 кОм (при U пр ≤ 127 В)

    в) Rh=1 кОм (при U пр > 220 В)

    Rh=6 кОм (при U пр ≤ 220 В)

    г*) Rh=1 кОм (при U пр > 50 В)

    Rh=6 кОм (при U пр ≤ 50 В)

    10. При каких значениях сопротивления фазных проводов по отношению к земле (Z) трехфазная трехпроводная сеть с изолированной нейтралью с напряжением до 1000 В находится, как принято считать, в нормальном режиме работы?

    а*) Z ≥ 500 кОм (больше либо равно)

    б) Z ≥ 6 кОм (больше либо равно)

    в) Z ≥ 750 кОм (больше либо равно)

    г) Z ≥ 1 мОм (больше либо равно)

    11. Каково назначение повторного заземления нейтрального провода трехфазной четырехпроводной сети с заземленной нейтралью при применении зануления?

    а*) Для снижения опасности электропоражения персонала при несрабатывании отключающего устройства зануления из-за нарушения цепи тока короткого замыкания.

    б) Для снижения сопротивления заземления нейтрали источника (генератора, трансформатора) и повышения надежности работы зануления. в) Для обеспечения безопасности работника при его прикосновению к зануленному корпусу в аварийном режиме работы сети.

    г) Для обеспечения безопасности персонала, работающего на зануленном устройстве, при разрыве защитного проводника сети (нейтрального провода).

    12. Какие основные факторы и характеристики сети влияют на опасность электропоражения при однофазном прикосновении человека в трехфазной трехпроводной сети с изолированной нейтралью?

    а*) Напряжение сети, сопротивление изоляции фазных проводов по отношению к земле.

    б) Психофизиологическое состояние работника, напряжение сети, род тока, путь протекания тока через тело человека.

    в) Напряжение сети, ток через тело человека, продолжительность воздействия, удельное сопротивление грунта.

    г) Напряжение сети, ток через тело человека, наличие защитных мер.

    13. Какие основные технические способы применяются в электроустановках для защиты от поражения электрическим током?

    а) Защитное заземление, зануление, применение низких (малых) напряжений для электропитания оборудования.

    б) Применение изолирующих (основных и дополнительных), отражающих и вспомогательных средств, устройств защитного отключения

    в) Защитное заземление, зануление, применение изолирующих средств, автотрансформаторов для понижения напряжения.

    г) Применение низких (малых) напряжений электропитания, понижающих трансформаторов, двойной изоляции.

    14. Какие требования предъявляются к занулению для его надежной работы? а) Обязательное применение повторного заземления нейтрали. Ток короткого замыкания в цепи «фаза-нуль» не должен превышать значение тока срабатывания защиты (например, перегорания плавкой вставки предохранителя).

    б*) Обязательное применение повторного заземления нейтрали. Недопустимо включение в зануляющий проводник коммутирующих устройств. Ток короткого замыкания в цепи зануления должен превышать ток срабатывания защиты.

    в) ток короткого замыкания в цепи зануления при замыкании напряжения электропитания на зануленный корпус должен превышать значение тока срабатывания защиты. Сопротивление зануляющего проводника должно быть не менее 0,1 Ом.

    г) Сопротивление зануления нейтральной точки источника напряжения (трансформатора, генератора) не должно превышать 2,4 Ом или 8 Ом соответственно для линейных напряжений 660, 380 и 220 В; в зануляющий проводник запрещается включать какие-либо коммутирующие устройства (предохранители, выключатели, кнопки и т.п.).

    15. Каково назначение заземления нейтрали источника напряжения (трансформатора, генератора)?

    а) Для увеличения тока короткого замыкания петли «фаза-нуль» при замыкании фазы на зануленный корпус, что повышает надежность срабатывания отключающего устройства при занулении.

    б) Для повышения надежности работы зануления в случае разрыва нейтрального провода четырехпроводной сети.

    в) Для обеспечения возможности использовать такую сеть для однофазных и трехфазных потребителей.

    г*) Для снижения опасности электропоражения при переходе сети в аварийный режим (т.е. замыкании одной фазы на землю).

    16. Для повышения электробезопасности трехфазных сетей с изолированной нейтралью напряжением до 1000 В какое минимальной значение сопротивле-

    ния изоляции фазных проводов по отношению к земле (Z А , Z В , Z С ) следует обеспечить?

    а*) Не менее 500 кОм. б) Не более 4 Ом в) Не более 1 мОм. г) Не более 500 кОм.

    17. В каких трехфазных сетях с изолированной нейтралью легче обеспечивается требуемая изоляция проводов по отношению к земле?

    а) В воздушных и кабельных линиях большой протяженности. б) В любых сетях с напряжением не превышающим 1000 В.

    в) В подземных кабельных линиях по сравнению с воздушными. г*) В любых сетях небольшой протяженности.

    18. Укажите правильные значения величины сопротивления заземления нейтрали источника напряжения (трансформатора, генератора) в трехфазных четырехпроводных сетях с заземленной нейтралью?

    а) 2,4,8 Ом в зависимости от наличия повторных заземлений нейтрали

    б*) 2,4,8 Ом в зависимости от напряжения сети (соответственно 660/380, 380/220, 220/127 В).

    в) 2,4,8 Ом в зависимости от мощности сети (соответственно 100 кВт*А, более 100 кВт*А, свыше 500 кВт*А).

    г) 2,4,8 Ом в зависимости от напряжения сети (соответственно 220/127, 380/220, 660/380 В).

    19. По каким критериям (требованиям) выбирается схема трехфазной сети (количество проводов) и режим нейтрали по отношению к земле (изолирована, заземлена) для электропитания технологического оборудования (электроустановок)?

    а) По электробезопасности и мощности технологического оборудования.

    б*) По удобству эксплуатации (технологичности) или приемлемости для потребления сети и степени безопасности.

    в) По степени безопасности и величине напряжения электропитания технологического оборудования.

    г) По приемлемости (удобству) для потребителя и количеству потребителей.

    20. Какими преимуществами (для потребителя) обладают трехфазные четырехпроводные сети с зануленной нейтралью по сравнению с трехфазными трехпроводными сетями с изолированной нейтралью?

    а*) Лучшей технологичностью (в большей степени удовлетворяет потребности потребителя), большей безопасностью в аварийном состоянии.

    б) Такие сети более безопасны в аварийном режиме работы и более надежны в обеспечении потребителя энергией.

    в) Такие сети более экономичны по сравнению с сетями с изолированной нейтралью, и в работе более безопасны.

    г) Такие сети позволяют применять зануление, что обеспечивает надежную защиту работников, кроме того, они позволяют потребителю использовать однофазное и трехфазное напряжение.

    21. Какие основные технические способы используются в электроустановках (потребителях электрической энергии) для снижения риска электротравмирования?

    а) Повышения сопротивления изоляции проводов электрической сети по отношению к земле; применение сетей с более низким напряжением, применение изолирующих, ограждающих и вспомогательных защитных средств.

    б*) Применение защитного заземления, зануления, устройств защитного отключения.

    в) Применение двойной изоляции, выравнивание потенциалов на корпусах электроустановок и основании (поверхности грунта), на котором стоит человек; использование помещений без признаков повышенной опасности.

    г) Применение изолирующих, ограждающих и вспомогательных защитных средств, применение устройств защитного отключения.

    22. Какие явления используются для снижения опасности электропоражения при применении защитного зануления?

    а) Автоматическое снижение напряжения на заземленном корпусе установки относительно земли за счет малого значения сопротивления заземляющего устройства и уменьшения падения напряжения на заземлении.

    б) Автоматическое снижение напряжения на заземленном корпусе установки относительно земли за счет малого значения сопротивления за-

    земления до значения U п =I 3 *R 3 и заземляющего устройства в месте с наименьшим удельным сопротивлением грунта.

    в) Автоматическое снижение напряжения на заземленном корпусе установки относительно земли за счет малого значения сопротивления заземляющего устройства и вынос его в зону электротехнической земли. г*) Автоматическое снижение напряжения на заземленном корпусе до

    значения U п =I 3 *R 3 и выравнивании потенциалов на заземленном корпусе и основании (поверхности грунта), на котором стоит человек.

    23. Какой технический принцип используется при занулении оборудования для снижения риска электропоражения?

    а) Принцип «надежности». б) Принцип «системности». в*) Принцип «слабого звена».

    г) Принцип «защиты расстоянием».

    24. Каким образом при занулении электроустановок обеспечивается защита работника от электропоражения при замыкании напряжения сети на корпус?

    а*) Возникновение тока короткого замыкания в цепи электропитания, значительно превышающего величину рабочего тока, приводит к срабатыванию отключающего устройства, последовательно включенного

    в эту цепь, и отключает поврежденную установку от сети.

    б) Благодаря образованию значительного тока в цепи замыкания электропитания, на зануленный корпус снижается напряжение прикосновения человека к такому корпусу.

    в) Благодаря образованию короткого замыкания в цепи электропитания и уменьшения тока через тело человека.

    г) Замыкание электропитания (например, одной фазы) на зануленный корпус создает условия, при которых ток в большей степени будет замыкаться на источник через цепь короткого замыкания, а не через тело человека.

    25. Укажите, при каких минимальных значениях электропитания (50 Гц) потребителей (приборов, устройств) следует заземлять или занулять их корпуса в помещениях: 1) без признаков повышенной опасности электропитания; 2) с наличием признаков повышенной опасности; 3) с наличием признаков особой опасности по поражению электрическим током.

    Электробезопасность

    Электричество прочно вошло в наш быт. Мы уже не можем представить жизнь без электрических приборов, аппаратов и механизмов, значительно облегчающих труд, создающих удобства для населения. Нет такого дома, где не было бы осветительных и бытовых электроприборов — холодильника, телевизора, стиральной машины, пылесоса, утюга, электроплиты и т. д.

    При нормальной работе и правильной эксплуатации электрических приборов, аппаратов и механизмов они безопасны. Но электрическая энергия таит в себе смертельную опасность для жизни, если нарушаются правила её использования. Опасность усугубляется тем, что при пользовании электрическим оборудованием на угрозу опасности органы чувств человека не реагируют. Если вид приближающегося транспорта, запах газа, вращающиеся части машины обычно вынуждают нас принять необходимые меры предосторожности, то для обнаружения на расстоянии электрического тока у человека нет специального органа чувств.

    ОПАСНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

    Тело человека является проводником электрического тока. Электрический ток имеет существенные особенности, отличающие его от других вредных и опасных производственных факторов.

    Первая особенность электрического тока в том, что он не обладает цветом, запахом, звуком, а поэтому человек не может с помощью собственных органов чувств определить наличие электрического тока.

    Вторая особенность электрического тока в том, что получить электротравму можно без непосредственного контакта с токоведущими частями (например, при перемещении по земле, токопроводящему полу) вблизи поврежденной электроустановки, электроприемника (в случае замыкания на землю, пол), а также через электрическую дугу, разряд молнии.

    Третья особенность электрического тока в том, что проходя через тело человека, электрический ток оказывает свое действие не только в местах контактов и на пути прохождения через организм, но и вызывает рефлекторное воздействие, нарушая нормальную деятельность отдельных органов и систем организма человека (нервной, сердечно-сосудистой, органов дыхания и др.).

    Электрический ток, проходя через организм человека, оказывает биологическое, электрохимическое, тепловое и механическое действие.

    ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК ПОРАЖАЕТ ВНЕЗАПНО. Здесь угроза дает о себе знать только после того, как человек оказался под воздействием электрического тока. Пренебрежение правилами безопасности при пользовании электрическими приборами, аппаратами и механизмами приводит к несчастным случаям.

    Воздействия тока на организм человека, при поражении, можно разделить на следующие пять степеней:

    I — судорожное, едва ощутимое сокращение мышц;

    II — судорожное сокращение мышц, сопровождающееся сильными болями, без потери сознания;

    III — судорожное сокращение мышц с потерей сознания, но с сохранившимися дыханием и работой сердца;

    IV — потеря сознания и нарушение сердечной деятельности и дыхания;

    V — отсутствие дыхания и остановка деятельности сердца (клиническая смерть).

    ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТЕПЕНЬ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ

    Тяжесть поражения электрическим током зависит от ряда факторов: величины силы, вида (рода) и частоты электрического тока, длительности его воздействия и пути прохождения через человека, условий окружающей среды, электрического сопротивления тела человека и его индивидуальных свойств.

    Сила тока

    Для характеристики воздействия электрического тока на человека установлены три критерия:

    — пороговый ощутимый ток — наименьшее значение силы электрического тока, вызывающего при прохождении через организм человека ощутимые раздражения. Человек начинает ощущать ток малого значения (0,6-1,5 мА при переменном токе с частотой 50 Гц и 5-7 мА при постоянном токе) — происходит легкое дрожание рук;

    — пороговый неотпускающий ток — наименьшее значение силы электрического тока (10-15 мА при частоте 50 Гц и 50-80 мА при постоянном токе), при котором человек не в состоянии преодолеть судороги мышц и не может разжать руку, в которой зажат проводник, или нарушить контакт с токоведущей частью;

    — пороговый фибрилляционный ток — наименьшее значение силы тока (от 100 мА до 5 А при частоте 50 Гц и от 300 мА до 5 А при постоянном токе), вызывающего при прохождении через тело человека фибрилляцию сердца — хаотические и разновременные сокращения волокон сердечной мышцы, что может привести к его остановке

    Принято считать, что электрический ток величиной 100 мА и выше является смертельным.

    Вид тока

    Предельно допустимое значение постоянного тока в 3-4 раза выше допустимого значения переменного, но только при напряжении не выше 260-300 В. При больших величинах напряжения постоянный ток более опасен для человека вследствие его электролитического действия; он также воздействует на сердечную деятельность человека.

    Частота электрического тока

    Принятая в энергетике частота электрического тока (50 Гц) представляет большую опасность возникновения судорог и фибрилляции желудочков сердца. Фибрилляция не является мускульной реакцией, она вызывается повторяющейся стимуляцией с максимальной чувствительностью при частоте 10 Гц. Кроме того, на производстве используется электрический ток других (не 50 Гц) частот. Опасность действия тока снижается с увеличением частоты, но это не значит, что ток частотой 500 Гц менее опасен, чем 50 Гц.

    Продолжительность действия тока

    Тяжесть поражения зависит от продолжительности действия электрического тока. Время прохождения электрического тока имеет решающее значение для определения степени поражения.

    При длительном действии электрического тока снижается сопротивление кожи (из-за потовыделения) в местах контактов и внутренних органов вследствие электротехнических процессов, повышается вероятность прохождения тока в особенно опасный период сердечного цикла (фаза Т расслабления сердечной мышцы). Человек может выдержать смертельно опасный переменный ток 100 мА, если продолжительность действия тока не превысит 0,5 с.

    Путь электрического тока через тело человека

    Важнейшим условием поражения человека электрическим током является путь этого тока. Если на пути тока оказываются жизненно важные органы (сердце, легкие, головной мозг), то опасность смертельного поражения очень велика. Если же ток проходит иными путями, то воздействие его на жизненно важные органы может быть лишь рефлекторным. При этом опасность смертельного поражения хотя и сохраняется, но вероятность ее резко снижается.

    Возможных путей прохождения тока в теле человека большое количество. Однако характерными можно считать следующие:

    Наиболее опасными являются петли «голова — рука» и «голова — нога», когда ток может проходить не только через сердце, но и через головной и спинной мозг.

    Электропроводность различных тканей организма неодинакова. Наибольшую электропроводность имеют спинномозговая жидкость, сыворотка крови и лимфа, затем — цельная кровь и мышечная ткань. Плохо проводят электрический ток внутренние органы, имеющие плотную белковую основу, вещество мозга и жировая ткань. Наибольшим сопротивлением обладает кожа и, главным образом, ее верхний слой (эпидермис).

    Сопротивление тела человека зависит от пола возраста людей: у женщин это сопротивление меньше, чем у мужчин, у детей меньше, чем у взрослых. Это объясняется толщиной и степенью огрубления верхнего слоя кожи.

    Участки тела с наименьшим сопротивлением (т.е. более уязвимые):

    — боковые поверхности шеи, виски;

    — тыльная сторона ладони, поверхность ладони между большим и указательным пальцами;

    — рука на участке выше кисти:

    — передняя часть ноги:

    — акупунктурные точки, расположенные в разных местах тела.

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

    Для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электроустановок и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.

    Для предупреждения людей об опасности на наружных частях электроустановок укрепляются (или наносятся краской) следующие предостерегающие плакаты:

    1-11.jpg

    2.jpg

    3.jpg

    4.jpg5.jpg

    ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЙ

    Необходимо помнить

    Угрозу жизни представляют не только свисающие или оборванные провода линий электропередачи, но и провода линий связи, которые могут соприкасаться (схлестываться) с проводами воздушных линий электропередачи.

    По данным статистики примерно треть всех случаев электротравматизма, в том числе со смертельным исходом, происходит из-за соприкосновения людей с воздушными линиями электропередач и токоведущим частям, находящимися под напряжением в трансформаторных подстанциях.

    Большую опасность представляют провода воздушных линий электропередачи, расположенных в кроне деревьев. После бурь, сильных гроз, после гололеда, провода также часто провисают и могут подвергаться обрывам.

    НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе, чем на 8 метров к лежащему на земле оборванному проводу линии электропередачи. При выполнении работ в лабораториях, физических кабинетах и мастерских необходимо строго выполнять инструкции по технике безопасности и указания преподавателя.

    НЕЛЬЗЯ ВКЛЮЧАТЬ в сеть и пользоваться на открытом воздухе стиральными машинами, радиоприёмниками, магнитофонами, магнитофонами и другими электроприборами, так как земля — хороший проводник электричества и при каких-либо неисправностях прибора можно оказаться под действием электрического тока.

    СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, что бытовые приборы и переносные светильники напряжением 220 вольт предназначены только для использования в помещениях с токонепроводящими полами (сухими деревянными) и вдали от металлических труб и конструкций, имеющих связь с землёй. Поэтому в ванных комнатах, туалетах., помещениях с земляными и бетонными полами, на балконах опасно пользоваться плитками, каминами, переносными электроинструментам и, утюгами, электрочайниками, торшерами, настольными лампами;

    нельзя касаться одновременно электроприборов и каких-либо трубопроводов, батарей отопления, металлических конструкций, соединенных с землёй.

    НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ использовать электропровода всех видов, а также проволоку для сушки белья, так как на проволоку или провод может случайно попасть напряжение (например, от неисправной воздушной линии).

    Нельзя что-либо вешать на электропроводку, закрашивать и забеливать шнуры и провода, заклеивать их бумагой, обоями, закреплять провода гвоздями- это может привести к нарушению изоляции.

    ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользование приборами с поврежденной изоляцией. Не допускается соприкосновение электропроводов с телефонными и радиотрансляционными проводами, радио и телеантеннами, ветками деревьев и кровля ми строений.

    КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

    — Играть вблизи воздушных линий электропередачи и подстанций;

    — Делать набросы на провода воздушных линий, запускать вблизи них воздушного змея;

    — Влезать на опоры воздушных линий и мачтовых подстанций;

    — Проникать за ограждения и внутрь подстанций;

    — Открывать дверцы электрических щитов:

    — Вскрывать крышки на опорах освещения;

    — Залезать на крыши домов, а также на деревья, если вблизи проходят линии электропередачи:

    — Прикасаться к любым провисшим или оборванным проводам, подходить ближе, чем на 8-10 метров к лежащим на земле оборванным проводам воздушных линий электропередачи;

    — Разводить костры под проводами линий электропередач, проникать в технические подвалы жилых домов, где находятся провода и коммуникации.

    ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ В ПОМЕЩЕНИИ

    Необходимо помнить

    В домах со скрытой электропроводкой; в том числе и в панельных домах, запрещается в произвольных местах вбивать гвозди, дюбеля, пробивать отверстия и борозды, так как это может привести к повреждению скрытой электропроводки и поражению электрическим током.

    Осветительную арматуру, светильники, люстры можно очищать от пыли и грязи только при выключенном выключателе (при этом кроме отключения выключателя желательно отключить автоматы или вывернуть пробочные предохранители).

    Не очищайте от загрязнения и пыли осветительную арматуру и электролампы люстр и светильников при включенном выключателе, а также мокрыми или влажными тряпками.

    Поврежденные выключатели, ламповые патроны, штепсельные розетки, электроприборы и аппараты нельзя заменять или ремонтировать под напряжением. Приборы или светильники следует отключать от электросети, а при ремонте электропроводки — вывернуть пробки или отключить автомат.

    Во время пользования переносными светильниками, приборами, переносным электроинструментом опасно касаться батарей отопления, водопроводных труб и других заземленных металлических конструкций, находящихся в квартире, так как при повреждении изоляции электрического прибора или светильника через тело человека, прикоснувшегося к указанным металлическим конструкциям, пройдет опасный для организма ток.

    Запрещается пользоваться электроприборами с нарушенной изоляцией, электроплитками с открытой спиралью; самодельными электропечами, электроводонагревателями.

    Особую осторожность при пользовании электроэнергией надо соблюдать в сырых помещениях, в помещениях с земляными, кирпичными и бетонными полами (подвалы, ванная комната, туалеты и др.), являющимися хорошими проводниками тока, так как при этих условиях опасность поражения электрическим током увеличивается. Поэтому в ванных комнатах, санузлах и других подобных помещениях не допускается устанавливать выключатели и штепсельные розетки, пользоваться включенными в электросеть различными электронагревательными приборами (плиткам и, каминами, электробритвам и, рефлекторами), стиральными машинами и переносными светильниками, а также использовать стационарные светильники без предохранительной арматуры.

    Нельзя надолго оставлять без присмотра включенные электроприборы: электроплиты, стиральные машины, самовары, электроводонагреватели и др. оборудование.

    НЕЛЬЗЯ пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с повреждёнными корпусами.

    Во всех случаях категорически запрещается производить какие-либо работы с электроприборами — замену электроламп, ремонт выключателей, розеток, звонков, электроплиток, электропроводки без отключения их от электросети.

    НЕДОПУСТИМО оставлять без присмотра включенные электронагревательные приборы, устанавливать их вблизи легковоспламеняющихся предметов: столов, скатертей, штор, занавесок.

    ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ переставлять холодильники, стиральные машины, торшеры, телевизоры без отключения их от электрической сети (вынимание вилки электроприбора из розетки).

    ОСОБУЮ ОПАСНОСТЬ представляет прикосновение к осветительной арматуре мокрыми руками.

    Так как маленькие дети, не понимая опасности, прикасаются к электроприборам, включенным в сеть, и часто получают ожоги и более серьезные травмы, необходимо исключить возможность доступа детей к электроприбором и открытым розеткам.

    Не оставлять маленьких детей без присмотра, так как они могут засунуть в розетки мелкие детали от игрушек, мелкие металлические предметы и даже пальцы. В таких случаях на розетки устанавливают специальные заглушки или магнитные «шторки».

    Исправное состояние изоляции электропроводки, электроприборов, выключателей, розеток, ламповых патронов, светильников, а также шнуров и удлинителей, с помощью которых включаются в электросеть электроприборы, является основным условием безопасного применения электроэнергии в быту. Возникающие неисправности следует устранять с помощью специалистов.

    Во избежание повреждения изоляции запрещается:

    — подвешивать электропровод на гвоздях, металлических и деревянных предметах;

    — перекручивать провода и вешать что-либо на них;

    — закладывать провода и шнуры за газовые и водопроводные трубы, за батареи отопления;

    — вытягивать за шнур вилку из розетки;

    — закрашивать и белить шнуры и провода.

    Уважаемые взрослые!

    Пожалуйста, берегите своих детей!

    Обучайте их безопасному поведению на улице и дома!

    Предупреждайте детей об опасности поражения электрическим током! Запрещайте им играть под проводами воздушных линий, вблизи подстанций, влезать на опоры линий электропередачи, проникать в трансформаторные подстанции или в технические подвалы жилых домов, где находятся провода и коммуникации.

    Как правило, в этих местах нанесены предупредительные специальные знаки или укреплены соответствующие плакаты. Все эти знаки и плакаты предупреждают человека об опасности поражения электрическим током, и пренебрегать ими, а тем более снимать их — недопустимо.

    Внушите своим детям всю опасность попадания под действие электрического тока. Действующие электроустановки — не место для игр и развлечений.

    Дети — это наше будущее! Не оставляйте детей без присмотра. Не проходите мимо, когда дети нарушают указанные меры предосторожности.

    Будьте внимательны при пользовании электрической энергией и строго соблюдайте правила электробезопасности, где бы вы ни находились.

    Не подвергайте опасности свою жизнь и требуйте соблюдения мер предосторожности от всех окружающих.

    ПОМНИТЕ! НЕВЫПОЛНЕНИЕ ВЫШЕУКАЗАННЫХ ТРЕБОВАНИЙ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К НЕСЧАСТНОМУ СЛУЧАЮ.

    ПОМНИТЕ! ТОЛЬКО ПРАВИЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ ГАРАНТИРУЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ.

    Один из крупнейших российских энергетических холдингов, лидер в производстве энергии на базе возобновляемых источников.

    РУСАЛ — лидер мировой алюминиевой отрасли. По итогам 2018 года, на долю компании пришлось около 5,8% мирового производства алюминия и 6,3% глинозема

    Проект БЭМО

    «Богучанское энергометаллургическое объединение» (БЭМО) — совместный проект компаний РУСАЛ и ПАО «РусГидро»

    Причины электротравматизма на производстве и меры по его предотвращению и профилактике

    Зильберман, А. С. Причины электротравматизма на производстве и меры по его предотвращению и профилактике / А. С. Зильберман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 134-139. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56930/ (дата обращения: 11.01.2024).

    Быстрые темпы развития экономического потенциала России связаны с ростом энерговооруженности промышленного производства. Постоянно расширяющееся использование электроэнергии и повышение рабочих напряжений требуют разработки условий труда, которые бы обеспечивали необходимый уровень безопасности электроустановок и обслуживающих их сотрудников.

    Сокращение электротравматизма является актуальным вопросом во всех отраслях промышленности страны в связи с тем, что уровень электротравматизма как в быту, так и на производстве, остается достаточно высоким, невзирая на усиление требований электробезопасности и исследование, и внедрение новейших методов и средств защиты от поражения электрическим током. Каждый год в стране регистрируется примерно двадцать пять случаев поражения электрическим током, из которых более полутора тысяч заканчивается летальным исходом. Причем в результате виктимных или неадекватных действий самих пострадавших происходит 70–80 % несчастных случаев.

    В сравнении с другими опасностями электрический ток отличается тем, что человек не может его обнаружить заранее с помощью органов чувств. Механизм поражения человека электрическим током чрезвычайно сложен и связан с нарушением биологических, физических, химических процессов в организме человека. При этом возможны необратимые нарушения функциональной деятельности жизненно важных органов человека.

    Электротравма — поражение электрическим током, источником которого служит техническое и атмосферное электричество. Поражения электротоком могут возникнуть как в случаях непосредственного контакта с токоведущими частями различных установок, так и на расстоянии через воздух и землю под действием токов высокого напряжения. Электротравмы классифицируются следующим образом:

    – Электротравмы, связанные с такими нарушениями нормальной работы электроустановок, при которых возникает электрическая цепь через тело человека.

    – Электротравмы, связанные с такими нарушениями нормальной работы электроустановок, при которых не возникает электрической цепи через тело человека. Поражение человека в данном случае выражается ожогами, ослеплением дугой, падением и, как следствие, иногда серьезными переломами.

    – Смешанные электротравмы. Пострадавший испытывает перечисленные виды поражений одновременно [8].

    Подобная классификация позволяет при учете, а также при последующей обработке статистических данных наиболее эффективно выявлять возможные очаги и причины поражения людей электрическим током, выявлять электротравматизм.

    Анализ причин электротравматизма в Российской Федерации показывает, что 40–45 % электротравм связаны с ненадлежащим уровнем эксплуатации оборудования, приводящим к снижению сопротивления изоляции, появлению напряжения на нетоковедущих его частях. Значительное количество электротравм (25–30 %) вызывается неудовлетворительной организацией рабочего места и невыполнением требований должностных инструкций и требований охраны труда, 30–35 % электротравм обусловлено неудовлетворительной конструкцией и монтажом оборудования: наличием открытых токоведущих частей, недостаточным расстоянием между токоведущими частями и металлическими конструкциями оборудования, отсутствием сигнализации, блокировки и т. д.

    Причины, влияющие на электротравматизм, подразделяют на технические, организационно-технические, организационные и организационно-социальные.

    Наиболее распространенными техническими причинами электротравм являются:

    – дефекты устройства электроустановок и защитных средств (брак при их изготовлении, монтаже и ремонте);

    – неисправности электроустановок и защитных средств, возникшие в процессе эксплуатации;

    – несоответствие типа электроустановки и защитных средств условиям применения;

    – использование электроустановок, не принятых в эксплуатацию;

    – использование защитных средств с истекшим сроком периодических испытаний.

    К организационно-техническим относят:

    – ошибки в производстве отключений электроустановки (отключение другой установки, отключение не со всех сторон и т. д.);

    – ошибочная подача напряжения на электроустановку, где работают люди;

    – отсутствие ограждений и предупредительных плакатов у места работы;

    – допуск к работе на отключенные токоведущие части, без проверки отсутствия напряжения на них;

    – нарушение порядка наложения, снятия с учета переносных заземлений;

    – несвоевременную замену неисправного или устаревшего оборудования и др.

    К организационным причинам относят:

    – несоблюдение или неправильное выполнение организационных мероприятий безопасности;

    – недостаточную обученность персонала (лиц электротехнического и неэлектротехнического персонала);

    – неправильное оформление работы;

    – несоответствие работы заданию;

    – нарушение порядка допуска бригады к работе;

    – некачественный надзор во время работы и др.

    К организационно-социальным относят:

    – допуск к работе в электроустановках лиц моложе 18 лет;

    – привлечение к работе лиц, не оформленных приказом о приеме на работу в организацию;

    – несоответствие выполняемой работы специальности;

    – выполнение работы в сверхурочное время;

    – нарушение производственной дисциплины;

    – игнорирование правил техники безопасности квалифицированным персоналом.

    Анализ статистики электротравм показывает, что попадание людей под напряжение происходит по следующим причинам:

    – прикосновение человека к открытым токоведущим частям, находящимся под напряжением;

    – прикосновение к металлическим частям оборудования, оказавшимся под напряжением в результате повреждения изоляции;

    – прикосновение к неметаллическим предметам и частям оборудования, оказавшимся под напряжением (прикосновение к токоведущим частям, покрытым изоляцией, потерявшей свои изоляционные свойства; касание токоведущих частей предметами с низким сопротивлением);

    – соприкосновение с полом, стенами и конструктивными деталями помещений, оказавшимися под напряжением вследствие повреждения изоляции, поражение напряжением шага;

    – поражением через электрическую дугу [11].

    Одну из главных ролей в возникновении несчастных случаев на производстве играют социально-психологические особенности каждого из сотрудников. Замечено, что несчастные случаи с мужчинами на производстве происходят чаще, чем с женщинами. Женщины точнее исполняют правила и нормы по безопасности труда на электроустановках, стараются избегать работы в опасных ситуациях. Таким образом, преимущество женщин-электриков при работе на действующих электроустановках сводится к тому, что они реже создают опасную ситуацию, а мужчин-электриков — в способности скорее избегать несчастных случаев в возникших опасных ситуациях.

    Статистика свидетельствует о том, что несчастные случаи на производстве происходят в большей степени с людьми в возрасте до 25 лет (первый пик травматизма). Однако целесообразно соотносить травматизм не столько с возрастом, сколько со стажем работы, опытом и знаниями. Так, 22-летний выпускник вуза инженер-электрик с большей вероятностью может быть отнесён к группе риска, чем его ровесник, закончивший после школы ПТУ и уже несколько лет проработавший в том же цехе.

    При достижении профессионального стажа отметки примерно 5 лет наблюдается второй пик числа травматизма, причиной которого является беспечность. Развитие профессиональных навыков специалиста, накопленный опыт работы без травм ведет к повышению уверенности человека в своих силах, что, в свою очередь, ведет к ослаблению осмотрительности и профессиональной бдительности электрика. Данный феномен носит название «вторичной беспечности». Одним из действенных способов предупреждения возникновения и развития вторичной беспечности является более строгий контроль со стороны руководства по отношению к работникам, стаж которых составляет около 5 лет.

    Большое влияние на частоту производственного травматизма оказывают чрезмерная самоуверенность, неуважение к коллегам, низкая эмоциональная чувствительность к другим, преувеличенно высокое проявление независимости и самодостаточности в деятельности, агрессивность — вот те качества, которые усиливают предрасположенность к несчастным случаям. С другой стороны, подмечено, что специалисты, проявляющие лидерские свойства, имеют меньшее число несчастных случаев и производственных травм [2].

    Предотвращение электротравматизма на производстве включает в себя обширный комплекс мероприятий. Среди них можно выделить мероприятия тактического рода, которые осуществляются по следующим направлениям [3]:

    – Техническое направление заключается в устранении технических причин, связано с заменой оборудования, которое имеет недостатки в конструкции и большую изношенность. Кроме того, чтобы повысить уровень безопасности на производстве, есть необходимость в постоянном отслеживании современных разработок и продукции в области охраны труда, средств малой механизации, средств оказания первой медицинской помощи и т. п., которые позволяют постоянно мониторить техническое состояние оборудования, сооружений, инструмента, современных и качественных средств коллективной и индивидуальной защиты [6].

    – Организационное направление сводится к созданию на рабочем месте определенной атмосферы, которая будет способствовать повышению эффективности труда. Должны быть организованы комнаты психологической разгрузки, где работники могли бы полноценно отдохнуть. Тем не менее, важным остается постоянное обращение внимания работников на соблюдение правил и норм трудовой дисциплины и техники безопасности. Огромное место здесь занимают различные плакаты, стенды, посвященные охране труда, технике безопасности, произошедшим несчастным случаям и т. п. Руководителям подразделений и специалистам по охране труда следует систематически (планово и внепланово) осуществлять контроль и проводить проверки, касающиеся выполнения работниками должностных инструкций, правил по охране труда, условий проведения работ.

    – Личностное направление предотвращения травматизма. Если выделить две основные группы, касающиеся причин травматизма (по материалам статей), то, в целом, получается следующая ситуация:

    • Неудовлетворительная организация работ: нарушение правил охраны труда (77 % случаев); нарушение должностных инструкций электромонтеров (15 % случаев); нарушение трудового распорядка, внутреннего распорядка (7 % случаев); нарушение типовых инструкций (1 % случаев).
    • Недостаточный менеджмент: нарушение должностных инструкций инженеров, мастеров, руководителей (79 % случаев); нарушение положения о системе управления охраной труда (20 % случаев).

    Анализ отмеченных причин травматизма указывает на ошибочные действия самих сотрудников, а следовательно, на приоритетную роль «человеческого фактора».

    Особое место в предупреждении электротравматизма занимает именно предотвращение личностных (психологических и психофизиологических) причин травмирования, которые являются более частыми факторами возникновения несчастных случаев на производстве. Рассмотрим подробнее направления работы в данном аспекте.

    1. Изучение и мониторинг психофизиологического состояния работников.

    Учет психофизиологических характеристик, профессионально важных качеств персонала обуславливает их профессиональную надежность. Данное мероприятие необходимо проводить при трудоустройстве, при допуске специалистов к определенным видам деятельности. В частности, как подчеркивают специалисты, от 8 до 10 % людей относятся к категории непригодных для работы. Также в течение всей трудовой деятельности необходимо систематически проводить анализ психофизиологических характеристик, особенно в чрезвычайных ситуациях. В частности, в потенциально травмоопасной ситуации большую роль будут играть такие психофизиологические качества, как свойства внимания, мышечная быстрота реагирования, эмоциональная стрессоустойчивость и стабильность, ловкость, самоконтроль. Большое значение в психологической диагностики имеет изучение и анализ социально-психологического климата в коллективе, трудовой бригаде. Помимо этого, большую роль при допуске работника к профессиональным обязанностям играет контроль предрабочего состояния человека. Такая проверка исключит попадание на рабочее место работника с плохим самочувствием, в больном состоянии, в состоянии опьянения, испытывающим стресс и т. п. Таким образом, важное значение в системе профилактики электротравматизма имеет создание и функционирование в производственных структурах подразделений психофизиологического [7].

    1. Профессиональный подбор работников.

    Помимо анализа психофизиологических характеристик, при приеме на работу важным является этап профессионального подбора и отбора. На данном этапе необходимо изучить, насколько готов работник выполнять профессиональные задачи. Помимо профессионального отбора несомненным является этап формирования первичного трудового коллектива, в котором происходит постоянная трудовая деятельность работников. При таком подходе, кроме проблемы профессионального отбора, важным представляется вопрос о готовности работника сотрудничать в трудовом коллективе, а в ситуации исполнения функций непосредственного руководителя первичного трудового коллектива — о требованиях к его стилю сотрудничества, авторитетности, умениям организовать коллектив на решение профессиональных задач [9].

    1. Постоянное обучение и инструктирование работников.

    Тщательно проанализировав причины травматизма, можно прийти к выводу, что в большинстве случаев работники не выполняли конкретные аспекты профессиональных требований, правил и норм, должностных инструкций, например:

    – запрета самовольного проведения работ;

    – допуска к работе только после проверки подготовки рабочего места;

    – запрета при осмотре электроустановок напряжением выше 1000В входить в помещения, камеры, не оборудованные ограждениями или барьерами.

    Пострадавшие не выполнили различные положения, как инструктивных документов, так и специальных правил по организации труда. Этому могут послужить такие причины как неудовлетворительная подготовка работников к выполнению трудовой деятельности, элементарное незнание работника о том, как вести себя в сложной, нестандартной ситуации. В то же время, изучение материалов о несчастных случаях на производстве показывает, что все пострадавшие проходили систематически программы повышения квалификации, обучение по дополнительным программам.

    По мнению опытных работников, существует формальное (необоснованное) присвоение персоналу, который производит работы на действующих электроустановках, более высоких групп по электробезопасности. Такая ситуация возникает благодаря порочно сложившейся практики присвоения групп электротехническому персоналу, основываясь на стаже его работы на электроустановках, не учитывая того, насколько работник обладает соответствующими знаниями, владеет навыками и безопасными методами работы на электроустановках.

    Многие эксперты отмечают следующие недостатки, которые связаны с осуществлением программ обучения по охране труда:

    – отсутствие конкретных целей обучения и требований к знаниям;

    – недостаточное внимание к обучению современным методам управления рисками;

    – неприемлемый отрыв сотрудников от работы;

    – несоответствие объема примерной учебной программы и продолжительности её изучения, нерациональное содержание и распределение тематики [4].

    В настоящее время нужен переход от классических способов обучения работающих сотрудников к новейшим способам, которые опираются на инновационные технологические процессы и международный опыт, значительно повышающие качество обучения. Исследование мирового опыта указывает на то, что профессиональная подготовка сотрудников должна основываться на практико-ориентированном подходе. Этот подход чаще в преподавательской практике именуют компетентностным [5].

    Многие авторы научно-педагогической литературы отмечают, что в развитии активности субъекта в профессиональной и образовательной деятельности функция компетентностного подхода состоит в развитии компетенций и компетентности будущего мастера своего дела. Результат обучения, с точки зрения компетентностного подхода, заключается в формировании конкретной компетентности. Под компетентностью понимают готовность субъекта к интеграции компетенций и профессионально значимых личностных качеств с целью более эффективного выполнения профессиональной деятельности [10].

    В рамках данного подхода первоначальной точкой в формировании готовности к профессиональной деятельности является непосредственно деятельность сотрудника. В течение обучения в рамках компетентностного подхода будущий или уже работающий сотрудник усваивает навыки, овладевает умениями профессиональной деятельности, формируются паспорта компетенций, содержание которых состоит из точных описаний каждой конкретной компетенции. Данные паспорта дают возможность взглянуть на образовательный процесс с точки зрения формирования у работников точных знаний, умений каждом конкретном виде деятельности. Например, в деятельности по предотвращению несчастного случая имеется несколько этапов, которые должен реализовывать работник:

    – распознать небезопасные условия (понимание угрозы);

    – оценить небезопасные условия (понять уровень угрозы);

    – принять решение о надобности операций в целях предотвращения угрозы;

    – быть способным осуществить отмеченные действия [1].

    С целью реализации работы по предупреждению возникновения травмоопасных ситуаций такая модель должна быть осуществлена в ходе обучения. Способ реализации данной модели определяется при помощи образовательных технологий. Следует повысить часть практико-ориентированных образовательных технологий, которые обязаны составлять существенную долю процесса обучения. К подобным технологиям причисляют:

    – использование методов «case-studies», которые основаны на анализе конкретных жизненных ситуаций, возникающих в промышленном производстве;

    – обучение во взаимодействии;

    – работа с тестовыми заданиями с применением практических задач;

    – использование медиа-продуктов, видеоматериалов;

    – работа на специальных тренажерах и стендах, например, при наличии высокого напряжения;

    – применение игровых ситуаций по определению конкретных видов опасностей и оценке рисков и др.

    Важным этапом в процессе обучения является оценивание развитости и сформированности компетенций. В данном случае есть необходимость в базе оценочных средств, которая включала бы в себя тесты по усвоению инструктивных и других обширных материалов, тесты достижений, которые основаны на осуществлении определенных прикладных заданий сотрудниками.

    1. Стимулирование работников.

    Стимулирование сотрудников, в некотором роде, относится к категории педагогических понятий. Цели стимулирования заключаются в формировании ориентированности сотрудников на ответственное и безопасное осуществление профессиональных обязанностей. Стимулирование деятельности имеет несколько типов. Так, ряд авторов предлагают систематизировать типы организации стимулирования работы:

    – по уровню информированности используются и опережающие, и подкрепляющие стимулы;

    – по учету результатов деятельности — коллективная и индивидуальная;

    – по учету отклонения результатов деятельности от нормативных — позитивная и негативная;

    – по лагу (размещению ресурсов во времени между двумя явлениями) — непосредственная, текущая, и перспективная;

    – по степени и характеру конкретности условий определения стимула — обычная, эталонная и состязательная;

    – по связи стимулирования с трудовой активностью — пропорциональное, прогрессивное и регрессивное;

    – по степени принуждения — жесткая и либеральная.

    К наиболее устойчивым и часто применяемым типам стимулирования можно отнести:

    – Наказание как метод корректировки отрицательных проявлений посредством отрицательного воздействия по отношению к сотруднику. Использование наказания должно основываться на следующем: неотвратимости, соответствии проступку, обоснованности.

    – Критика — оценка ситуации посредством отрицательного суждения, немаловажным является мнение трудового коллектива. Ее осуществление возможно посредством информативных листков, стенгазет.

    – Поощрение — выражение положительной оценки труда, признание заслуг. Среди показателей, которые используются с целью поощрения, можно выделить следующие: отсутствие несчастных случаев; отсутствие нарушений правил и норм безопасности, инструктивных документов; следование правилам трудовой дисциплины.

    Существуют разные виды поощрений. Во-первых, моральное стимулирование (награждение почетной грамотой, объявление благодарности, статья в газете или на сайте предприятия и др.); во-вторых, материальное стимулирование сотрудника (премия, путевка, подарок, абонемент и др.) [12].

    Таким образом, вопросы электробезопасности, в частности электротравматизма, являются достаточно актуальными на сегодняшний день. Число несчастных случаев, возникших в результате несоблюдения правил и норм электробезопасности как руководителями, так и, по большей части, самими рабочими, остается довольно большим. Поэтому при решении вопросов обеспечения электробезопасности необходимо наиболее полно учитывать реально существующие условия производства, вероятность возникновения травмоопасных ситуаций и возможные последствия воздействия на человека электрического тока при возникновении нестационарных режимов работы электрооборудования. Деятельность, направленная на профилактику и предупреждение электротравматизма на промышленном производстве, осознанность и ответственность руководителей и, в первую очередь, рабочих приведет к значительному снижению случаев электротравмированности на производстве.

    1. Бондарев, И. П. Учет человеческого фактора в профилактике профессиональных рисков / И. П. Бондарев // Справочник специалиста по охране труда. — 2013. — № 7. — С. 34–39.
    2. Дружилов, С. А. Основы профессиональной деятельности инженеров-электриков / С. А. Дружилов. — М.: Академия, 2010. — 119с.
    3. Жидецкий, В. Ц. Основы охраны труда / В. Ц. Жидецкий, В. С. Джигирей, А. В. Мельников. — Львов: Афиша, 2000. — 350с.
    4. Жилин, О. И. Правовые и методологические проблемы обучения по охране труда и предложения по его совершенствованию с учетом экономических реалий и внедрения современных систем управления / О. И. Жилин // 4-я Международная выставка и конференция по безопасности и охране труда в ТЭК «SAPE 2013». Сборник тезисов и докладов. — 2013. — С.45–48.
    5. Колганов Е. Г. Роль компетенций, связанных с охраной труда и управлением профессиональными рисками, в практико-ориентированном подходе при подготовке кадров. Материалы семинара — конференции «Государственное регулирование вопросов аккредитации и инспекционного контроля за испытательными лабораториями, оказывающими услуги по аттестации рабочих мест» [Электронный ресурс] // Вкот.Инфо: офиц. сайт. — Режим доступа: http://www.vcot.info/uslugi/informatsionnyematerialy.aspx. — 25.02.19.
    6. Крайкин, В. И. Новые средства защиты элетротехнического персонала / В. И. Крайкин // Новое в российской электроэнергетике. — 2013. — № 1. — С. 46–52.
    7. Лазарев, С. В. Здоровье и работоспособность персонала в энергетике: Энергетикам о здоровье / С. В. Лазарев. — М.: МАКС Пресс, 2002. — 349с.
    8. Манойлов, В. Е. Основы элеткробезопасности / В. Е. Манойлов. — Л.: Энергоатомиздат, 1991. — 479с.
    9. Матушанский, Г. У. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе / Г. У. Матушанский, Ю. В. Цвенгер // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 2. –С.169–173.
    10. Матушанский, Г. У. Теоретико-методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании / Г. У. Матушанский, О. Р. Кудаков, Г. В. Завада. — Казань: Казанский гос. энергетический ун-т, 2009. — 136 с.
    11. Сибикин, Ю. Д. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий / Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин. — М.: Академия, 2014. — 240с.
    12. Формы стимулирования труда работников. [Электронный ресурс] // Мотивтруда.Ру: офиц. сайт. — Режим доступа: http://motivtruda.ru/formy-stimulirovanija-truda.htm. — 25.02.19.

    Основные термины (генерируются автоматически): электрический ток, охрана труда, работа, нарушение, производство, промышленное производство, профессиональная деятельность, работник, рабочее место, ситуация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *