Как сделать состаренное зеркало своими руками
Перейти к содержимому

Как сделать состаренное зеркало своими руками

  • автор:

Как состарить зеркало?

Трудно найти более таинственную и притягательную деталь интерьера, чем старинное зеркало, которое смотрится изысканно и заодно подчеркивает необычный взгляд на вещи своего владельца. Впрочем, не обязательно приобретать дорогой антиквариат, чтобы преобразить обстановку жилища или общественного заведения, например, модный бутик, элитный ресторан или клуб. Предметы в стиле ретро никогда не выходят из моды, поэтому существуют способы добиться эффекта старины искусственным путём, это касается и зеркал. Ведь настоящие старые вещи могут стоить очень дорого, вдобавок оказаться поддельными, а зеркала, как принято считать, могут за долгие годы накапливать негативную энергию.

Состаренное на производстве зеркало морена станет прекрасной альтернативой антиквариату, притом внешне оно не будет отличаться от настоящей старинной вещи, вот только над каждой «трещинкой» и пятном потрудилось не время, а стекольные мастера.

Такое зеркало настраивает на романтичный лад, выглядит стильно и респектабельно.

Расскажем, как состарить зеркало своими руками, ведь нужного эффекта можно добиться и в домашних условиях.

Первый метод – с помощью спрея, акрилового или серебристого. Здесь никаких ухищрений не потребуется – просто обработать баллончиком края зеркальной поверхности, за счет чего кромка станет заметно темнее центральной части. Эффект ретро усилит подходящая состаренная рама.

Второй метод – с помощью кислоты, в частности, если не хочется долго подбирать нужный состав, достаточно использовать «царскую водку». Это концентрированные азотная и соляная кислоты, взятые в нужной пропорции. Кислота придаст изделию реалистично состаренный вид по всей поверхности.

Теперь у вас получится без затруднений состарить зеркало. Мастер-класс на этом не окончен, поскольку мы ещё не сказали о технике безопасности. Для работы обязательно потребуются защитные очки, перчатки и респиратор.

Третий метод – нанести следы на амальгаму абразивом типа наждачной бумаги, но не уничтожить слой, а сделать его более тонким. Можно аккуратно через фольгу потереть покрытие бритвой либо иглой. Так можно добиться эффекта трещинок на поверхности, словно бы вызванных временем.

В некоторых случаях для того, чтобы состарить зеркало используется аккуратный обжиг с последующим подкрашиванием амальгамы и заключением изделия в стильную раму под старину.

Но всё-таки в производственных условиях искусственно состаренное зеркало морена получится более интересным и эффектным, без малейшего риска испортить материал.

г. Москва, Чермянский проезд, д.5 стр 15

Как изготавливают состаренные зеркала и можно ли добиться такого эффекта в домашних условиях?

Состаренные зеркала пользуются популярностью. С помощью нехитрых приемов можно вдохнуть в старый предмет интерьера новую жизнь. В мастерских зеркала состариваются вручную. Результат выглядит не хуже подлинников.

Особенности аксессуара

Зеркало с эффектом старины является непростым аксессуаром. Оно предполагает наличие определенной обстановки. Органично выглядит элегантный предмет декора в классическом интерьере, арт деко, провансе. Зеркальная поверхность может быть не прозрачной, а серебряной, золотой, графитовой, синей или зеленой.

Состаренные изделия капризны в уходе. Для продления срока службы мастера советуют устанавливать зеркальный фартук. Мелкие погрешности, пыль, следы воды – все это нивелируется, сливаясь с патиной.

Технология изготовления

Патенированные изделия производятся в заводских условиях и в мастерских. Ассортимент может быть ограничен, но есть возможность сделать индивидуальный заказ. Ретро-зеркала изготавливаются по уникальным методикам искусственного состаривания. В результате получается интересный рисунок и оригинальные эффекты.

Важно! Винтажные изделия декорируются вручную.

Применяются следующие техники:

  • состаривание с использованием щелочей;
  • техника «Гламизе»;
  • нанесение рисунка в стиле ретро.

Чтобы получить винтажное изделие, определенные участки вытравливаются при помощи химического раствора. Процесс проводится вручную. На поверхности выступает рисунок, у которого нет аналогов. Обработка щелочами помогает создать эффект состаренности.

Французская техника «Гламизе» состоит в том, что мастер процарапывает иглой на зеркале узоры и рисунки. Затем изделие покрывается слоем краски. Оно хорошо смотрится в винтажном багете. На поверхность наносят узоры, имитирующие «потрепанность временем». Для усиления эффекта используют поталь. Это листы металла, имитирующие сусальное золото.

Что потребуется для состаривания?

Чтобы сделать винтажное зеркало, необходимо иметь:

  • спрей или растворитель;
  • баллончик с золотой, бронзовой или серебряной краской;
  • соляная кислота;
  • пустая бутылка-пульверизатор;
  • воронка из пластика;
  • шпатель;
  • упаковка бумажных полотенец;
  • средства индивидуальной защиты (перчатки, маска).

Возможно, желаемого эффекта не получится достичь с первого раза. Поэтому следует потренироваться на кусочке стекла.

Большую часть материалов можно приобрести в строительном гипермаркете или магазине для творчества.

Как состарить своими руками в домашних условиях?

Изготовить зеркало в стиле ретро несложно. Существует несколько простых и нетривиальных методов.

  1. Нужно развести водой акриловый клей (1:1), нанести его на стекло и сверху приклеить фольгу. Это способ отличается быстрым эффектом.
  2. Более сложный подход подразумевает нанесение на очищенную поверхность спрея с азотной кислотой. К зеркалу прижимаются стеклянные или пластиковые предметы, зубной щеткой натирается поверхность вокруг них. Можно применить зубочистку или какой-нибудь острый инструмент.
  3. Ретро-эффект достигается нанесением на поверхность патинированного лака или кракелюра.

Нужно помнить, что вода льется на кислоту, а не наоборот. Для разведения нужна дистиллированная вода.

Предлагаем посмотреть мастер-класс по изготовлению состаренного зеркала:

Акриловым спреем

Акриловый серебристый спрей подходит для состаривания поверхностей. Зеркало вынимают из рамы, обрабатывают баллончиком края.

Эффект старины достигается за счет того, что центральная часть изделия заметно светлее.

Метод максимально прост в исполнении. Можно сделать красивую и стильную вещь в домашних условиях.

Работу с баллончиком лучше проводить на улице или в другом помещении, но не в квартире.

Раму можно состарить для усиления эффекта.

Кислотой

Химикаты применяются для создания более реалистичного эффекта. В зависимости от того, какой результат хочется получить, выбирается тот или иной состав.

Для новичков подходит «царская водка». Ее советуют наносить на заднюю поверхность изделия. Обязательно использовать средства защиты, периодически проветривать помещение. Кислота сильно разъедает поверхность. Если перестараться, можно получить не винтажное зеркало, а обычное стекло.

Смотрите видео о то, как правильно состарить зеркало, при помощи “царской водки”:

Спреем для снятия краски

  1. Зеркало вынимают из рамы, обратную сторону покрывают спреем для снятия краски.
  2. Зеркальное покрытие удаляют с помощью шпателя. Можно повторить попытку, если краска плохо облазит.
  3. Поверхность, пока она влажная, протирают тряпочкой.
  4. Зеркальную поверхность обрабатывают из пульверизатора с соляной кислотой. Особенно тщательно обрабатывают края и промакивают поверхность тканью.
  5. Заключительный штрих – покрытие зеркала влажной краской.

Альтернативные методы

Быстро и эффективно состарить поверхность можно, потерев ее наждачкой мелкой абразивности и покрыв краской с эффектом серебра. Царапины делаются иглой. Чтобы избежать уничтожения амальгамы, подкладывают фольгу. Рисунок можно посмотреть в интернете или придумать самостоятельно. Должен получиться эффект потрескавшейся поверхности.

Состаренная рама – отличное дополнение к винтажному стеклу. Современные оправы не годятся для обрамления, поскольку выглядят эклектично и нелепо. Зеркало в стиле ретро само по себе является арт-объектом. Обыграть его можно, добавив в интерьер винтажных предметов декора.

Как состарить зеркало?

Зеркальная мода идет в ногу с основными тенденциями моды. И, если в одежде сейчас предпочтение отдается винтажным вещам, то в интерьерах все чаще можно встретить искусственно состаренные зеркала. Искусственно состаренные зеркала – признак взыскательного вкуса и самая последняя новинка в модном интерьерном дизайне. Если в семье не осталось фамильного зеркала, можно изготовить «антикварную» версию понравившегося зеркала. Техникой состаривания зеркал пользовались еще при Людовике XIV. Существовал даже такой миф, что если состарить зеркало, то можно продлить себе молодость.

Техника состаривания зеркал

Чтобы зеркало выглядело старше лет на 100–150, с него надо снять защитный слой (грунт). Для этого сначала купите резиновые перчатки с защитными очками, а потом средство для удаления старых лаков и красок, с помощью которого Вы удалите защитную краску с амальгамы зеркала. После применения, эти средства нужно смыть большим количеством воды. У Вас останется чистая амальгама.

Возьмите губку для мытья посуды и осторожно сотрите амальгаму именно в том количестве, которое Вам необходимо. Все время смотрите в зеркало на просвет. Точечки можно сделать с помощью растворителя. Потом закрасьте зеркало краской на свой выбор. Для окрашивания используйте скомканную бумагу: макаете, например, в бронзовую акриловую краску (совсем чуть-чуть) и штампуете по зеркалу. Цвет состаренных мест зеркала можно сделать любой – от тёмно-терракотового до светло-золотого. В некоторых местах можно в художественном беспорядке нацарапать наждачной бумагой «дырочки времени» и добавить «морщины» – отметины от острых предметов.

Ошкуренную и исцарапанную поверхность можно сначала засеребрить поталью, а затем закрасить. Можно с помощью газовой горелки аккуратно обжечь зеркало со стороны амальгамы, делать это надо аккуратно, постепенно нагревая всю плоскость зеркала, иначе оно может лопнуть. С первого раза может не получиться, поэтому лучше попробовать на ненужном зеркале или осколке. Применение огня даёт более натуральный эффект. Обработанную таким образом поверхность можно покрыть поталью, покрыть битумным лаком, или покрасить.

Кроме этого, можно состарить зеркало ещё и так: брызнуть на очищенную амальгаму азотной кислотой (HNO3), ещё с помощью зубной щётки потереть вокруг прижатых к амальгаме пластиковых или стеклянных предметов. Можно использовать зубочистку. Кислота действует быстро, поэтому разводите её до нужной концентрации дистиллированной водой. Для разбавления кислоту надо лить в воду, а не наоборот.

Смесь трех объемов соляной кислотой (HCl) и одного объема азотной называется царской водкой, которая растворяет большинство металлов, в том числе и золото. Кислотный метод подходит только для амальгамных зеркал. Вместо кислоты можете попробовать аммиак – тоже разрушает амальгаму, особенно, если её вдобавок потереть лезвием бритвы.

Для состаривания зеркал хорошо подходят сочетания прозрачного или патинированного лака для декупажа и лака для кракле. «Старое» зеркало можно изготовить из стекла: на стекло сначала наносится акриловый клей, разведенный наполовину водой, а потом выкладывается фольга. На самом деле эта тема очень глубока, существует немало хитростей и техник, которые предоставляют большой простор для фантазии. Прежде чем работать с Вашим зеркалом, потренируйтесь сначала на маленьких кусочках.

Состаренное зеркало. Пример поверхности крупным планом. Первый вариант. Состаренное зеркало. Пример поверхности крупным планом. Второй вариант.

Или вы всегда можете обратиться к профессионалам и заказать состаренное зеркало

Как сделать состаренное зеркало своими руками

Решил создать такую тему, как «Состаренное зеркало». В этой теме предлагаю выкладывать фото работ, возможных техник, образцов и творческих поисков в состаривании коммерческого зеркала. Было бы здорово обсуждение эстетического восприятия таких зеркал. Всегда взгляд со стороны обязательно будет полезным для автора работы.

Буду первым, так сказать. Небольшие образцы:

http://s017.radikal.ru/i409/1504/51/7a02d16bf205t.jpg (http://radikal.ru/fp/1b100abf265c4adfacc8bb7a00dc3bcb)http://s010.radikal.ru/i311/1504/56/4d314ab03a5et.jpg (http://radikal.ru/fp/7d9aa720e9be4cc5bb9d099844edba97) http://s020.radikal.ru/i702/1504/87/d0f9a6d39ccct.jpg (http://radikal.ru/fp/e9228ab7abf04bb2b6ba92dde42a9e64)

16.04.2015, 12:12

Без условно, тема очень интересная. Одно дело, когда с использованием этих эффектов изготовлены не большие изделия. Но так же важно не забывать о практичности применения этих эффектов в интерьере, уже в более монументальных работах. Главным всё таки должно быть зеркало, в котором человек должен себя видеть. По периметру его пусть будет такое, плюс , к примеру техника эгломизе. Можно и рельеф добавить. Красота и гармония они основаны на контрастах, в том числе различных между собою текстур и фактур. Поле для фантазии огромно. Но важен жёсткий отбор, чтоб не получился перебор.

Деда Женя добавил 16.04.2015 в 08:12
Sklo Art, очень во время, спасибо. Сейчас как раз над этой темой задумался.

16.04.2015, 12:56

Деда Женя, а эти работы абсолютно зеркальны. отражение такое же как и в зеркале. его просто сложно (а для меня не возможно) сфотографировать так чтоб было видно и старение и отражение одновременно. А на этих работах фоновое старение, и конечно можно сделать его местно

16.04.2015, 16:37

Ну тогда замечательно. Вопрос как? Если какие то активные кислоты применялись, тогда жаль. Воды и вытяжки в мастерской нет. Возможно ли местно снять и защитный слой краски и амальгаму по чётко разработанному шаблону? Снять к примеру чёткие ровные полосы, другие контуры. Без пескоструя и без усиленного шкрябания лезвиями. Знаю, подобные вопросы здесь обсуждались, но поскольку на форуме всего третий день, не всё успел изучить.

Павел Петрович
16.04.2015, 17:45

А я тёще недавно зеркало поменял в серванте, оно было состаренное естественным путем.. ёлкипалки кто ж знал, что оно сейчас модное))) надо было не менять и не выбрасывать..
А если серьёзно, то я глядя на такие зеркала часто вспоиминаю времена, когда сам делал зеркало, методом известным в химии как «реакция серебреного зеркала».. Так вот, когда уже покрывал медью, бывало купороса переборщишь малость в пропорциях для раствора, то потом это зеркало (серебреную основу) проедало медью и получались точно такие же рисунки на стекле. Выбрасывали их тогда..

16.04.2015, 18:09

Деда Женя, посмотрите здесь http://glass-furniture.ru/forum/showthread.php?t=2503&page=6 пост 54. все не сложно, но, черт побери, не просто

16.04.2015, 19:42
Павел Петрович, а это интересно. а есть технология осаждения меди?
dimsonmaster
16.04.2015, 21:00

Деда Женя, Есть конкретная тема по вашему вопросу и называется она Удаление Амальгамы (http://glass-furniture.ru/forum/showthread.php?t=41)
а есть технология осаждения меди?
А гальванопластика не пойдет?

руслан-юрич
16.04.2015, 21:25

наши варианты узоров по теме «состаренное зеркало».
1. смываем защитную краску.
2. смываем амальгаму йодом по оракальному трафарету.
3. клеим цветную фоновую пленку.

16.04.2015, 23:48

dimsonmaster, меня интересует все, что связано с зеркалом и как его можно красиво «убить». я вообще хочу знать все возможные способы получения одного и того же результата (это относиться ко всему, чем я занимаюсь), поэтому гальваника, как вариант, очень даже подходит. никогда не знаешь, какой способ более приемлем, пока не попробуешь все

17.04.2015, 00:02
руслан-юрич, смотрится очень даже
17.04.2015, 00:22

сегодня поспело еще одно зеркало
http://s018.radikal.ru/i500/1504/4a/a6f51eb3203dt.jpg (http://radikal.ru/fp/1a3bda2eb1dc4a26a07d56af97f7f152) http://s017.radikal.ru/i416/1504/9f/66c800aeffd3t.jpg (http://radikal.ru/fp/c6f156abbbd74ef091c2b98ec7046ae4)

17.04.2015, 10:37

Руслан –Юрич, с первыми двумя снимками, кажется понятно, меня за интересовал последний вариант с фонарём. Там мелкая штриховка. Здесь поиск нужен.

Деда Женя добавил 17.04.2015 в 05:52
Гто в сети есть видео, как на обратную сторону зеркала брызгают из пластиковой брызгалки, что к примеру от мистера мускула соляной кислотой.

Деда Женя добавил 17.04.2015 в 06:37
Эксперименты со стеклом, зеркалом, химией , другими материалами, не должны заканчиваться только лишь экспериментами. Поиски по выявлению декоративных эффектов ,всё же должны вылиться в изготовление серьёзного изделия. Можно конечно ограничиться ширпотребом, рассчитанным на соответствующего покупателя с низким вкусом, но если рядом, то же самое делают и другие, то заказчику всё равно у кого заказывать. Ну и цена соответственно копеечная будет. Это путь тупиковый. Напротив нужно идти в сторону усложнения композиции, графики, пластики. Делать дорогие элитарные, красивые изделия. Вот тогда их уже можно дать дизайнеру, тот покажет заказчику. Где то выставить. То, что на снимках, конечно не супер, но это пример того, как поиск завершился конечным результатом.
http://www.ebay.co.uk/itm/Mid-Century-Eglomise-Mirror-Panel-Hollywood-Regency-Hamper-Cabinet-/200680677518

руслан-юрич
17.04.2015, 11:03

так как покупателей на такие зеркала нет — мы занимаемся творческим поиском. будем рады вашим советам по этой теме.

Павел Петрович
17.04.2015, 13:03

Павел Петрович, а это интересно. а есть технология осаждения меди?

Есть.. Потом опишу в этом же сообщении , сейчас нету времени..

17.04.2015, 18:37

так как покупателей на такие зеркала нет — мы занимаемся творческим поиском. будем рады вашим советам по этой теме.
Что касается творческого поиска, я только за. Самого эти находки экспериментаторские приводят в восторг. Но они так и остаются пылиться в углах, пока не находишь людей, как и ты заинтересованных в этом. А найти таких — величайшая редкость. Нужно искать тех кто загориться , так же. Столяров, металистов, дизайнеров, художников. Самому фантазировать — искать те варианты, где можно было бы объединить состаренное зеркало с другими материалами. Разные материалы соседстве друг с другом только обогатят друг друга. Пытался завязать пайку, фьюзинг с кузнецами. Приезжали , смотрели, восторги были. А результат — Ноль. У них ограды да козырьки потоком. Пятнадцать лет посвятил паянному витражу, спроектировал и собрал четыре печи фьюзинга,для других. А своей до сих пор нет. Находил инвесторов и не по году работали вместе. Но у них между собою то же разлады. Результат разрыв. У тебя желание , опыт , знание. У них деньги и амбиции. Одно второму мешает. Редкость найти союзников. А искать надо.

17.04.2015, 20:42

руслан-юрич, можно несколько вопросов. мне очень интересна эта тема именно для себя, очень нравятся такие зеркала, у которых не естественное хаотичное старение, а старение там где нужно.
Вопрос в том как снять краску? Раствор для аккумуляторов? Смесь кислот? Все естественно наверное многократно промывается? Как снять серебрянный слой йодом более или менее понятно. Но какой йод? я могу достать хоть кристаллический (много химиков знакомых), хоть спиртовой (не меньше знакомых медиков). Мазки на ваших зеркалах сделаны кисточкой, которую окунули в йод?
И еще вопрос: если потом покрываете цветной пленкой, а как же окисление серебра на воздухе? насколько слышал все потом надо покрыть краской. Поправите?

18.04.2015, 01:53

Очень здоровские работы. Есть маленькие непонятности, типа мазков кистью, но они имеют свою эстетическую ценность. По технологии понятно, но чем снимал защиту? Нашел какой-то универсальный способ или по старинке?

18.04.2015, 02:06

MaxSes, теперь это зависит от зеркала, которое завозят. где по старинке, а где и в химию пришлось залезть

19.04.2015, 06:06

Как пример изделия в данной теме. Да, это не выглядит столь уж элитарным изделием. Мебельная зеркальная стенка из нескольких предметов, вряд ли уместна в интерьере из за бесконечного отражения источников света, бликов и людей. Но как вставки в мебель может быть. Мебельщиков в каждом городе количество не малое. Если несколько из них пойдут на встречу, вот и какой то стабильный доход появиться. Пусть не большой. Включать надо руки, ноги, и обе головы — творческую и голову коммерческую и в перёд. А почему нет. Правда, здесь одна пакость может воспрепятствовать реализации идеи. Но она внутри и относиться к обще человеческим не достаткам. Это когда, на каждое желание, творческий порыв, идею тут же возникает противоречие, сомнение и прочие не. И дело так и не начавшись губится. Главное вовремя это заметить, игнорировать и двигаться дальше.

19.04.2015, 11:17

Деда Женя, как бы не выглядела эта тумбочка, ее цена уже говорит о ее эксклюзивности, да и внешний вид зеркала только подчеркивает этот статус.
состаренное зеркало — изделие дорогое ( если не ширпотребовское китайское). и мебельщики, которые экономят на каждом винтике, переплачивать 100 дол. за квадрат зеркала никогда не будут. а если эксклюзивность состаренного зеркала приблизить к коммерческому, то все равно заказов много не появиться, а в последствии из -за убитой эксклюзивности к нему пропадет интерес и направление умрет.

руслан-юрич
19.04.2015, 12:30

для Alex-
наш путь это смывка краски (продается в магазине).
йод из аптеки.
а дальше вымывание амальгамы кистями, тряпками, щетками, поролоном и т.д.

19.04.2015, 13:37

Деда Женя, как бы не выглядела эта тумбочка, ее цена уже говорит о ее эксклюзивности, да и внешний вид зеркала только подчеркивает этот статус.
состаренное зеркало — изделие дорогое ( если не ширпотребовское китайское). и мебельщики, которые экономят на каждом винтике, переплачивать 100 дол. за квадрат зеркала никогда не будут. а если эксклюзивность состаренного зеркала приблизить к коммерческому, то все равно заказов много не появиться, а в последствии из -за убитой эксклюзивности к нему пропадет интерес и направление умрет.
Возможно и так, возможно и нет. И что получается, что кончили за упокой, выхода нет.

Деда Женя добавил 19.04.2015 в 09:18
Значит надо работать с дорогими мебельщиками, и зеркало делать эксклюзивным, не китайским. Завязал контакт с одним дизайнером в своём городе, ещё с одним в соседнем городе, с парой путних заинтересованных столяров. Достаточно. Со многими оно может только во вред. Я вёл однажды одновременно три заказа с близкими сроками сдачи. Нервы в клочья. После стал отказываться.

Руслан- Юрич, я думаю композиции нужно делать сложнее, изящнее, с более мелкой деталировкой. В наследие нам досталось огромное количество красивейших орнаментов. Я в этой технике ещё не работал, потому могу судить лишь теоретически, но уверен, здесь нет тех художественно — технических ограничений, что в паянном витраже. На фото роспись, но ведь и с зеркалом нечто подобное можно предложить в интерьер.

Та сложность, что в старинном рисунке, в витраже уже не пройдёт. Потому и приходиться прибегать к многому обобщению деталей.

Руслан, а насколько это муторный процесс- смывка краски и вымывание амальгамы.

19.04.2015, 21:57

Деда Женя, Хотя эта тема и была задумана как общение на тему эстетического вида состаренного зеркала и участие в обсуждении людей, которые только смотрят, но не делают его — это очень здорово. ведь я делаю их не для себя и мнение клиентов основополагающее, и теория — без неё никуда. Но без практики теория — только пустые слова. Думаю когда вы попробуете сделать первые шаги в этом направлении, то убедитесь, что свои советы вы сами не в силах воплотить в жизнь. очень просто рассказывать как нужно сделать «лежа на диване».

20.04.2015, 02:53

Мужики, если создалось впечатление, что я умничаю и поучаю, будучи не в теме, или оно на самом деле так – тогда прошу прощения. То, что писал, писал лишь из добрых побуждений, в том числе и для самого себя, обозначая план действий на будущее. Разве не прав, что нужно двигаться в этом направлении и в плане художественности и в плане коммерческом. В витраже это уже проверено на практике. С кем из дизайнеров и столяров завязал контакты, с тем вместе и работаем иного лет. И у других так же. То, что новое сложно продвигать, знаю. Когда мы начинали тиффани и фьюзинг у себя в крае, были первыми , и выставка в серьёзном месте не принесла ни одного заказа. А что это, а куда это, а зачем это? Сейчас же ребят с печками и паяльниками «пруд пруди». Дизайнеру, которая , взяла на себя спонсорство этого дела, приходилось навязывать заказчикам, убеждать, что витраж в их интерьере нужен. Результат – мастерская существует десять лет, чуть ли не в каждый интерьер витраж. Плюс заказы со стороны. Разве с зеркалом и стеклом не аналогично?

Деда Женя добавил 19.04.2015 в 22:24
Научитесь править свои сообщения, если пишете подряд. э-э-э, в правилах форума все написано
С уважением, Boroda

Комментарий на комментарий: по каким то причинам и правилам форума у меня нет прав на правку сообщений.

Деда Женя добавил 19.04.2015 в 22:53
И сразу встаёт вопрос эстетики обратной стороны изделия. Будь это открывающаяся мебельная дверь или что — то ещё видимое глазу — с лица красота, а с обратной стороны закрашенные поталь, мазки от краски, случайно упавшие и присохшие мусоринки. Не солидно. Видимо заклеивать нужно каким — то приличным на вид материалом. И на нём не большой узорчик возможен. Кто по этому поводу, что думает?

Павел Петрович
20.04.2015, 11:15

SkloArt, вот нашел статью по травлению меди.. всё описано чётко с химреакциями и т.д. это на случай, если Вы сильны в химии и это Вам нужно..
От себя (по-простому) добавлю — пользовался методом «советский» способ эпохи дефицита))) я вот только не помню какие были пропорции всего, но суть процесса такая — разводил два сосуда с растворами, на дисводе естественно, в одном — медный купорос , в другом хлорид натрия.. потом на уже выпавшее в осадок серебро , тобишь зеркало, наливал по кругу сначала один раствор , потом другой сразу же, причем в какой-то из растворов добавлял 2-3 капли йода (зачем — не знаю) и наблюдал за процессом.. покручивая зеркало так чтоб вся эта жижа бродила по всей поверхности, образовывая рыже-бурый слой меди, потом смывка, потом сушка в спец. шкафу, потом покраска нитро эмалью.. и вуаля — зеркало готово!

ТРАВЛЕНИЕ МЕДИ
В данной статье в первом приближении рассмотрены процессы травления меди. В действительности процесс намного более сложный. Но для понимания механизма процесса, данного материла, на мой взгляд, вполне достаточно. Кроме того, здесь я постарался в достаточно простой форме объяснить, почему нельзя восстановить хлорное железо засыпая в отработанный раствор железный лом.

Травление с помощью CuCl2

Суть травления заключается в обратимой реакции
CuCl2 + Cu ==> CuCl

Hа холоде процесс идет крайне медленно, т.к. CuCl достаточно устойчив. Hо при повышении температуры выше 75-80°С процесс резко ускоряется из-за того, что CuCl гидролизуется горячей водой: CuCl ==> CuCl2 + Cu. При травлении медной фольги процесс идет активно до некоторого насыщения раствора медной взвесью, после чего наступает равновесие между выделенной медной взвесью и ее растворением. Причем медная взвесь растворяется гораздо эффективнее фольги, и присутствуя во всем объеме тормозит процесс. Это связано с большей поверхностной энергией, по сравнению с компактной медью. Можно сместить равновесие, удаляя медь — в простейшем случае отстаиванием, но можно и с применением фильтрации и т.д.

Разложению CuCl (а следовательно и обогащению CuCl2) способствует присутствие окислителей, которым может быть даже кислород воздуха и в меньшей степени свет. Сильные окислители, например H2O2, ускоряют процесс многократно (в его присутствии заготовки ПП травятся за считанные минуты). При этом образуется CuCl2 и нерастворимая основная соль меди — CuCl(OH), выпадающая в виде зеленого осадка. Ксати, при стоянии на воздухе поверхность насыщенных растворов покрывается пленкой состоящей из CuCl(OH) и CuCO3·Cu(OH)2 — результатом взаимодействия с кислородом и углекислым газом воздуха.

Hа практике это выглядит следующим образом. Если травление меди происходит не часто, то вполне можно обойтись одним раствором, который после травления «отдыхает», выделяя медь в виде ровного осадка (в осадке также присутсвует CuCl, CuCl(OH) и CuCO3·Cu(OH)2). В зависимости от скорости охлаждения соотношение выпадающей в осадок меди и солей изменяется. Hапример, если резко разбавить упаренный раствор холодной водой, то обнаружим помутнение раствора, который после отстаивания становится светло-зеленым, в случае медленного остывания в осадок бурый — выпадает медь. В данном случае необходимо одно условие — процесс не должен дойти до насыщения. Этого можно достигнуть двумя способами: увеличением объема раствора и удалением меди.

С первым способом все понятно, а под удалением меди понимается либо перевод одновалентновй меди в двухвалентную, либо отфильтровывание металлической взвеси. Если окислять медь кислородом или кислород содержащими окислителями, то мы неизбежно теряем некоторую часть хлорида в виде основных солей. Можно также просто добавить «свежих» хлорид ионов (например добавлением соляной кислоты), таким образом мы смещаем равновесие в сторону CuCl2.

4CuCl + 4HCl + O2 ==> CuCl2 + H2O
CuCl(OH) + HCl ==> CuCl2 + H2O
CuCO3·Cu(OH)2 + 4HCl ==> 2CuCl2 + H2O + CO2

К счастью соляная кислота не дефицит (а в промышленности часто просто крайне нежелательный отход) и это пожалуй самый дешевый способ регенерации раствора CuCl2. Hо есть большой недостаток: при температуре 75-80°С соляная кислота начинает интенсивно испаряться из раствора. При этом и неприятный запах, и сильная коррозия металлических предметов, находящихся рядом, уже через несколько дней.

Выход из этой ситуации — добавлять кислоту только при необходимости маленькими порциями, а еще лучше использовать герметичную емкость. Кстати, о дешивизне: летом 2003 5л упаковка дымящей соляной кислоты стоила 200р, что относительно не дорого. И пару слов об устойчивости маски (защитного слоя): маска должна быть кислотостойка и механически устойчива при температурах 80-100 °C.

Пожалуй это самое экономичное и экологичное травление (если используется регенерация и герметичная аппаратура).

Травление с помощью смеси NaCl и CuSO4

Старинный «советский» способ эпохи дефицита. Hо если ничего под рукой нет, то и он сойдет. Суть травления сводится к тому, что идет обратимая реакция:

2NaCl + CuSO4 ==> Na2SO4 + CuCl2

в результате которой появляется CuCl2. Теоритически все аналогично предыдущему. Суммарный процесс можно записать в виде:

CuSO4 + Cu + 2NaCl ==> CuCl + Na2SO4

Травление идет медленнее, чем у CuCl2. Объясняется это тем, что в растворе присутсвуют ионы натрия, и сульфат ионы, которые приводят к образованию плотных и трудноудаляемых пленок на поверхности меди. В принципе, процесс идет нормально только при кипячении.

Травление с помощью FeCl3

Помоему, хлорид железа никогда не был дефицитным, так как огромное его количество получается при стравливании окалины с металлических деталей после проката и др. операций термообработки. Основные процессы растворения:

FeCl3 + Cu ==> FeCl2 + CuCl2 (суммарный процесс)
FeCl3 + Cu ==> FeCl2 + CuCl (на поверхности меди)
FeCl3 + CuCl ==> FeCl2 + CuCl2 (в объеме раствора)

Хлорид железа III очень хорошо растворим в воде, причем при подъеме температуры до 70°С растворимость увеличивается в 5 раз (с 96 до ~500 г/100г воды). Подогретые насыщенные растворы богаты хлорид ионами, и растворение меди в свежем растворе проходит достаточно быстро. Hо в любом случае необходимо хорошее перемешивание для удаления продуктов реакций от поверхности металла.

Особо следует остановиться на подогреве. При нагреве раствора FeCl3 выше 70°С он быстро мутнеет, а процесс травления практически останавливается. Дело в том, что хлорид железа III сильно гидролизуется горячей водой, с образованием целого спектра основных солей и соляной кислоты, которая в свою очередь быстро испаряется раствора:

FeCl3 + H2O ==> FeCl2(OH) + HCl
FeCl3 + 2H2O ==> FeCl(OH)2 + 2HCl

Hе исключен и полный гидролиз FeCl3:

FeCl3 + 3H2O ==> Fe(OH)3 + 3HCl

Причем гидролиз хлорида идет не только горячей водой, но и парами воды из воздуха (правда процесс идет гораздо медленнее).

FeCl3·6H2O ==> Fe(Cl)x(OH)y + nHCl

Учитывая все эти факторы, хранить хлорид железа III необходимо в герметичной таре, с плотно закрывающейся крышкой, иначе через некоторое время верхний слой (а возможно и весь объем) превратится в обычную ржавчину. При покупке следует обратить внимание на цвет. Сухой хлорид железа (не кристаллогидрат) почти черный мелкий порошок, тогда как кристаллогидрат крупная соль, имеющая темно-красный цвет, иногда с жидкостью на поверхности.

Часто пытаются «регенерировать» раствор FeCl3, кидая в него железный лом, стружку и т.п., якобы для вытеснения растворенной меди. Делать это я крайне не рекомендую. После травления в растворе остается FeCl3, FeCl2 и CuCl2. Хоть FeCl2 и малоустойчив на воздухе, все же устанавливается некоторое равновесие с CuCl2 (но через некоторое время он все равно окислится кислородом воздуха). Добавляя железо мы вытесняем мель из раствора, в котором остается только хлориды железа II и III. В свою очередь FeCl2 очень быстро окисляется кислородом воздуха, но не до FeCl3, а до основных солей железа, выпадающих в осадок. А далее железный лом начинает взаимодействовать с хлоридом железа III, также приводя его в негодность.

FeCl3 + Fe ==> FeCl2
FeCl2 + H2O + O2 ==> Fe(Cl)x(OH)y

Регененрирование может проводиться добавлением соляной кислоты, или продувкой хлора (что делается крайне редко). Hо чаще всего вообще отказываются от какой-либо регенерации раствора — это усложняет аппаратуру, к тому же недостатка в FeCl3 нет. В промышленности отработанный раствор утилизируют, с предварительной обработкой содой.

Hа мой взгляд это самое мягкое и безопасное травление.

Травление с помощью HCl и H2O2

Процессы несколько отличаются от предыдущих способов. Суммарный процесс можно записатть в виде:

Cu + 4HCl + O2 ==> 2CuCl2 + 2H2O

Образовавшийся CuCl2 сразу же вступает в реакцию комплексообразования:

CuCl2 + 2HCl ==> H2[CuCl4]
CuCl2 + 2HCl + 2H2O ==> H2[Cu(H2O)2Cl4]

Данный способ требует соблюдения всех мер предосторожности при работе с килотами т.к. раствор все время выделяет газы, используются концентрированные растворы HCl и H2O2. Hагревать раствор крайне не рекомендуется — испарение соляной кислоты резко увеличивается, и максимальная температура не более 40-50С. Хранить необходимо в темной таре, с неплотно закрывающеся крышкой, в орошо проветриваемом помещении или под вытяжкой.

Процесс травления проходит очень быстро, но на плате в любом случае остается некоторое количество HCl, которое будет приводит в дальнейшем к появлению микротрещен на дорожках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *