Что такое баббит и где используется
Перейти к содержимому

Что такое баббит и где используется

  • автор:

Баббит Б-83

Баббит Б-83.jpg

Баббиты — белые легкоплавкие антифрикционные сплавы на основе олова или свинца. Применяются для заливки вкладышей подшипников скольжения различных машин. Основные требования, предъявляемые к антифрикционным сплавам, определяются условиями работы вкладыша подшипника. Антифрикционные сплавы должны иметь высокую износостойкость и малый коэффициент трения между валом и подшипником; достаточную пластичность для лучшей прирабатываемости к поверхности вала; твердость, достаточную для вкладыша как опоры вала, но не вызывающую сильного износа самого вала; обладать микрокапиллярностью, т.е. способностью удерживать смазочные материалы. Указанные требования обеспечиваются неоднородной структурой антифрикционных сплавов, состоящей из мягкой основы с равномерно распределенными в ней твердыми включениями. При вращении вал опирается на твердые частицы, обеспечивающие износостойкость и способность воспринимать сравнительно высокие удельные давления, а мягкая основа, изнашиваясь быстрее, прирабатывается к валу и образует сеть каналов (микрорельеф), удерживающих смазочный материал.

Баббиты — наиболее старые (с 1839г.) и широко применяемые до настоящего времени антифрикционные легкоплавкие беззадирные пластичные гетерогенные сплавы на основе олова и свинца с более твердыми включениями (медь, сурьма, никель и др.). Используются для изготовления подшипников. Пластичная основа (олово, свинец) обеспечивает равномерное прилегание и прирабатываемость подшипника к валу, а твердые включения служат ему непосредственной опорой, обеспечивая небольшое трение и износ.

Марки баббитов: Б-16, Б-83

Баббиты оловянные и свинцовые в чушках ГОСТ 1320-74 — специальные легкоплавкие подшипниковые сплавы. В их строении всегда есть мягкая основа и твердые включения. Баббиты бывают оловянные (сплав олова с сурьмой и медью), свинцовые (сплав свинца с сурьмой, медью и оловом), кальциевые (сплав свинца с кальцием и натрием).

Баббиты изготавливаются в виде чушек и в зависимости от химического состава различают следующие марки: Б-88, Б-83, Б-16, БН. Марки и химический состав баббитов указан в таблице 3.

Применяются баббиты при производстве моторно-осевых подшипников электровозов, деталей паровозов и оборудования тяжелого машиностроения; подшипников, работающие при больших скоростях и средних нагрузках.

Химический состав баббита чушкового оловянного и свинцового по ГОСТ 1320-74 указан в таблице 3.

Сплав для заливки подшипников — баббит

Сплав для заливки подшипников — баббит

Баббит — антифрикционный сплав, впервые полученный ювелиром и изобретателем Исааком Бэббитом. Для производства украшений он не применялся, зато получил широкое распространение в промышленности. В 1841 году Бэббит получил золотую медаль ассоциации механиков Массачусетса, а еще через 3 года — 20 000 долларов от Конгресса США за передачу прав на патент на уникальный металл.

Баббит отличается гетерогенной структурой, в основе которой — свинец и олово. Также в состав входят добавочные вещества, выполняющие роль легирующих присадок: медь, сурьма, никель, кадмий и др. От них зависят специфические свойства металла. Например, медь увеличивает способность противостоять ударным нагрузкам. Никель отвечает за износостойкость. От кадмия зависит степень сопротивления изделия коррозии. Сурьма повышает общую прочность.

Комбинация веществ позволила получить высококачественный материал для заливки подшипников. Его наносят тонким слоем на вкладыш путем напыления или литья. Сочетая в себе пластичную основу и твердые частицы, материал обеспечивает быструю и равномерную прирабатываемость подшипника, минимальный износ и оптимальное скольжение детали.

Виды баббита

Общая группа баббитов включает несколько видов сплавов, которые отличаются друг от друга химическим элементом, взятым в качестве основы:

  • Свинцовый. Состоит из свинца и сурьмы, взятых в соотношении 87% к 13%. Данное соединение уступает своим аналогам по эластичности, поэтому применяется для изготовления подшипников ненагруженного типа.
  • Оловянный. Наиболее востребованный, но и самый дорогостоящий вид сплава. Отличается повышенной пластичностью и износостойкостью, благодаря чему применяется при производстве подшипников, предназначенных для постоянной интенсивной нагрузки. В его основе — олово, сурьма, медь, кадмий и никель.
  • Кальциевый. В его основе — свинец. Среди добавок — натрий и кальций. Сплав отличается наиболее низкой стоимостью, небольшой теплопроводностью и высокой плотностью. Однако быстро окисляется и имеет низкую износостойкость. Чаще всего его используют во вкладышах рамных подшипников вагонов, которые подлежат частой замене.

Благодаря разнообразию видов и свойств баббит остается одним из наиболее популярных сплавов антифрикционного действия.

Производство баббита

Сплав может быть получен двумя способами: первичным и вторичным. Первичный способ подразумевает использование первородной чистой руды, вторичный — металлический лом. В обоих случаях для изготовления деталей руду и лом переплавляют в чушки, масса которых не превышает 22 кг. Температура плавления баббита — 240–440°C — точное число зависит от вида соединения. Для плавления берут только чистые слитки, поскольку любое загрязнение может негативно отразиться на качестве изделия.

Производство баббита

Технология заливки подшипников

Для всех видов сплава действует единый алгоритм заливки подшипников:

  1. Обезжиривание детали
  2. Очистка вкладыша подшипника.
  3. Плавление баббита
  4. Заливка подшипник баббитом
  5. Очистка и подгонка готового изделия

Сплавы производятся в соответствии с ГОСТ. Для каждого вида стандарты свои. Например, кальциевый баббит отвечает ГОСТ 1209-90, свинцовый и оловянный — 1320-74.

Преимущества баббита

Популярность и востребованность металла обусловлена рядом преимуществ:

  • Равномерность распределения нагрузки и прилегания. Благодаря этому обеспечивается максимально быстрая прирабатываемость подшипника и исключается его перегрев.
  • Высокая прочность и минимальный коэффициент трения. Материал отличается высокой износостойкостью.
  • Низкий показатель линейного расширения. По этому параметру сплав составляет конкуренцию большинству современных материалов.

Преимущества баббита

Стоимость

Баббит реализуется в виде слитков, чаще всего — в больших объемах и по договорной цене. Среднерыночная цена напрямую зависит от вида, марки и производителя сплава. Так килограмм марки Б16 из свинца в FerroLabs стоит 135 руб. Оловянный Б83 стоит дороже — от 990 руб. за 1 кг. Средняя рыночная цена лома баббита составляет около 500 руб. за 1 кг.

Ответственно подойдите к выбору баббита — от вида металла будет зависеть качество будущего изделия. Отдавайте предпочтение проверенным и известным поставщикам, которые давно присутствуют на рынке.

Рассказываем про баббиты: их свойства, сферы применения и историю создания

Баббит — это металлический сплав, который состоит из олова, сурьмы и меди (иногда с добавлением других металлов), и широко используется в различных отраслях промышленности, особенно в машиностроении и автомобильной промышленности. В этом тексте мы рассмотрим историю создания баббита, его состав, свойства и области применения.

История создания баббита уходит в далекое прошлое. Впервые этот сплав был разработан в XIX веке британским инженером Исааком Баббитом, который и дал ему свое имя. Баббит создал сплав, который сочетал высокую износостойкость и устойчивость к трению, и это сделало его идеальным материалом для использования в подшипниках и вкладышах, которые являются важными компонентами механизмов и машин.

Состав баббита может варьироваться, но обычно он содержит около 80-90% олова, 7-10% сурьмы и 1-3% меди. Эти компоненты придают баббиту его уникальные свойства, такие как низкое трение, высокая износостойкость, хорошая адгезия к металлическим поверхностям и способность амортизировать ударные нагрузки. Баббит также имеет хорошую термическую стабильность, что позволяет ему сохранять свои свойства при высоких температурах.

Баббит широко применяется в машиностроении, автомобильной промышленности и других отраслях. Он используется в подшипниках и вкладышах, которые применяются в двигателях, генераторах, компрессорах, насосах и других механизмах, где трение и износ являются важными факторами. Баббит также используется в производстве подшипников скольжения, где высокая износостойкость и низкое трение необходимы для эффективной работы механизмов.

Однако с появлением новых материалов и технологий, применение баббита в некоторых отраслях постепенно снижается.

В России производятся различные марки баббита, в том числе:

  1. Баббит Б83 — это мягкий баббит, который содержит около 90-94% свинца, 5-7% сурьмы и олова до 1%. Он широко применяется в различных отраслях, таких как металлургия, машиностроение, энергетика и других, в подшипниках с низкими нагрузками и скоростями.
  2. Баббит Б16 — это среднетвердый баббит, который содержит около 80-85% свинца, 10-15% сурьмы и олова до 2%. Он используется в подшипниках средней и высокой нагрузками и скоростями, в том числе в автомобильной, судостроительной и других отраслях.

Кроме того, в России также производятся специализированные марки баббита, разработанные для конкретных отраслей и условий эксплуатации. Производители баббита в России имеют собственные технологии и стандарты производства, и их продукция соответствует национальным и международным стандартам качества и безопасности. Выбор марки баббита для конкретных нужд осуществляется на основе требований к конкретному применению и рекомендаций производителя.

Баббиты Б83 и Б16 имеют следующие механические свойства:

  • Твердость (по шкале Бринелля): 20-25 HB
  • Прочность на разрыв: 150-200 МПа
  • Предел текучести: 50-100 МПа
  • Удлинение при разрыве: 10-15%
  • Плотность: 8,7 г/см³
  • Твердость (по шкале Бринелля): 35-40 HB
  • Прочность на разрыв: 200-250 МПа
  • Предел текучести: 100-150 МПа
  • Удлинение при разрыве: 5-10%
  • Плотность: 8,7 г/см³

Эти механические свойства делают баббиты Б83 и Б16 подходящими для различных условий эксплуатации, где требуется мягкий и среднетвердый баббит. Баббит Б83 обычно используется в подшипниках с низкими нагрузками и скоростями, тогда как баббит Б16 применяется в подшипниках средней и высокой нагрузками и скоростями. Однако выбор марки баббита должен осуществляться на основе конкретных требований к применению и рекомендаций производителя, чтобы обеспечить оптимальную производительность и долговечность подшипников.

Производство баббита включает несколько основных шагов:

  1. Подготовка сырья: Олово, свинец и антимон (или сурьма) подвергаются переплавке в печи или электрической печи, чтобы получить расплавленные металлы.
  2. Смешивание компонентов: Расплавленные олово, свинец и антимон (или сурьма) смешиваются в определенных пропорциях, в зависимости от требуемых свойств баббита.
  3. Очистка расплава: Расплавленная смесь проходит процесс очистки, чтобы удалить примеси, окислы и другие нежелательные вещества, которые могут влиять на качество баббита.
  4. Отливка баббита: Очищенный расплав баббита отливают в специальные формы или подшипниковые корпуса, где он остывает и застывает, принимая требуемую форму.
  5. Обработка и отделка: Застывший баббит подвергается механической обработке, такой как фрезерование, шлифовка и полировка, чтобы достичь точных размеров, формы и поверхностной шероховатости, необходимых для его применения в подшипниках или других механизмах.
  6. Контроль качества: Готовый баббит проходит контроль качества, включающий испытания на соответствие требованиям спецификации, проверку на допустимость примесей и других параметров.

Производство баббита требует тщательного соблюдения технологических процессов и контроля качества, чтобы обеспечить его соответствие требованиям и гарантировать надежность и долговечность изделий, в которых он применяется.

Баббит: виды, особенности, марки и области применения

Баббит – это специальный сплав олова и свинца, который был получен в 1839 году. Он был создан И. Бэббитом, в честь которого и назвали сплав. Основной целью использования сплава было увеличение эксплуатационного срока подшипников для паровых машин. Баббит нашел широкое применение благодаря своим эксплуатационным характеристикам.

Следует отметить, что, кроме сплавов свинца и олова, в составе баббита еще можно найти сурьму или медь. Основными техническими характеристиками баббита являются антифрикционность, износостойкость, также он легко плавится (при 240 ºС). Сплав имеет высокую теплопроводность и устойчив к коррозии. А еще он является достаточно легким в изготовлении. Однако этот металл имеет существенный недостаток – плохую прочность. Именно поэтому его используют с таким металлом как сталь для повышения прочности.

Этот сплав используют для улучшения характеристик подшипников и увеличения их эксплуатационного срока. Его заливают во внутренние поверхности подшипников для улучшения их трения. Баббит используют для изготовления различных подшипников (коренные, искусственные, компрессорные). Еще одной сферой применения является тяжелое машиностроение.

Существует три вида баббитов: свинцовые, оловянные и кальциевые. Каждый из них имеет свои особенности:

1. Свинцовые баббиты устойчивы к высоким температурам. Однако подшипники из такого сплава имеют низкую эластичность, поэтому его не используют для подшипников, на которые будет осуществляться сильная нагрузка. Еще одной особенностью такого вида баббита является то, что они наименее устойчивы к ржавлению. Поэтому подшипники, изготовленные из свинцового баббита, используют в сельском хозяйстве (для техники) и для автомобилей.

2. Оловянные. Этот вид отличается своей прочностью. Также оловянные баббиты обладают такими характеристиками, как пластичность, высокая износостойкость, устойчивость к коррозии и ржавчине. Они отлично подходят для подшипников, которые используют в сложных узлах различных механизмов и агрегатов. В составе оловянных баббитов также содержится никель, сурьма и медь. Иногда вместо никеля используют кадмий. Однако такие баббиты имеют самую высокую стоимость из-за отличных технических характеристик.

3. Свинец является основой кальциевых баббитов. В состав этих сплавов входят натрий и кальций. Такие баббиты имеют самую низкую стоимость среди баббитов. Этот сплав является прочным и плотным, однако они склонны к быстрому окислению. Подшипники из свинцового баббита нашли свое применение для рам железнодорожных вагонов.

Марки боббитов.

Баббиты также делятся по маркам – их существует 6: Б88, Б83, Б83С (оловянные) и баббит Б16, БН, БС6 (свинцовые). Маркировка баббитов осуществляется в зависимости от пропорций их компонентов – никеля, меди, кадмия. При изготовлении баббитов руководствуются соответствующими гостами: для кальциевих баббитов – ГОСТ 1209-90, и ГОСТ 1320-74 для свинцовых и оловянных баббитов.

На сайте нашей компании Вы можете заказать баббиты Б83 и Б16, соответствующие ГОСТам. У нас Вы найдете чрезвычайно большой ассортимент цветных металлов по доступным ценам. Мы гарантируем высокое качество всего ассортимента нашей продукции, а также гибкую ценовую политику для оптовых и постоянных клиентов. Подробнее ознакомиться с ассортиментом Вы можете в нашем «Каталоге товаров».

  • Эта же статья на украинском

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *