Как сделать плавное затухание света в салоне авто своими руками
Перейти к содержимому

Как сделать плавное затухание света в салоне авто своими руками

  • автор:

Плавное затухание света в салоне!

Вот здесь есть схемка, с помощью которой можно собрать подобное устройство, не загромождая все конденсаторами, только из схемки необходимо выбросить реле, а вместо него подключить свою нагрузку(то ли лампочки, то ли линейку светодиодов), причем есть возможность подобрать время плавного затухания…Radiosait.ru, статья называется «Устройство задержки выключения света в салоне автомобиля»

Низнаю у меня 2 конденсатора размером с пол мезинчиковой батарейки и диод с головку от спички и всё! какое загромождение? меньше не придумать!

Все зависит от периода затухания…

Вот здесь есть схемка, с помощью которой можно собрать подобное устройство, не загромождая все конденсаторами, только из схемки необходимо выбросить реле, а вместо него подключить свою нагрузку(то ли лампочки, то ли линейку светодиодов), причем есть возможность подобрать время плавного затухания…Radiosait.ru, статья называется «Устройство задержки выключения света в салоне автомобиля»

С пасибо за сайт много чего интерестного!

Не за что…Если что — обращайтесь в личку…

А вот по вот этой схемке освещение салона работает совсем по-другому radio-schemy.ru›electronics-in-car/470-led-on…

Я тоже так сделать хотел, но все дело в том, что на просторах инета люди говорят, что так быстро изнашиваются и подгорают концевики на дверях, на Жигу впринципе ниче страшного — стоит копейки, а на иномарки их бывает даже и найти трудно. Сам ищу схему, но хочу чтоб гасло сразу при включении зажигания. Пока простого решения не нашел(. Автору респект за труд по любому! Жига с плавным выключением света — это гуд!

От души))
И тебе респект за оценку)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Плавное выключение света в салоне автомобиля

Во многих иностранных автомобилях есть функция плавного выключения света в салоне. Мне тоже захотелось иметь в своём автомобиле такое удобство. Для этого я собрал устройство на двух транзисторах, трёх резисторах, одном диоде и оксидном конденсаторе. Его схема приведена на рис. 1.

В момент размыкания штатного дверного конечного выключателя SF1 автомобиля при закрывании дверей конденсатор С1 разряжен, поэтому по цепи +12 В, лампа салона EL1, C1, R1, эмиттерные переходы транзисторов VT1, VT2 и общий провод начинает протекать ток. Транзисторы VT1, VT2 открываются. За счёт действия ООС по напряжению, образованной цепью R1C1, на транзисторах устанавливается напряжение 1,4. 1,5 В, равное суммарному на их эмиттерных переходах (конденсатор С1 разряжен, а сопротивление резистора R1 мало). На лампе EL1 удерживается напряжение бортовой сети (+12 В) за вычетом указанного падения напряжения на транзисторах. Лампа ярко светит.

Конденсатор С1 начинает заряжаться, а ток через него уменьшаться. Это приводит к уменьшению базовых и коллекторных токов транзисторов VT1, VT2. Ток через лампу EL1 и напряжение на ней падают, и она плавно гаснет. Время полного выключения зависит от мощности лампы EL1, ёмкости конденсатора С1, сопротивления резисторов и коэффициентов передачи токатранзисторов VT1, VT2. В авторском варианте оно примерно равно 5 с. Для быстрой разрядки конденсатора при открывании любой двери установлен диод VD1.

В устройстве можно применить транзисторы средней (VT1) и большой (VT2) мощности любого типа. В случае применения транзисторов структуры p-n-p необходимо изменить полярность подключения конденсатора С1 и полярность подключения устройства к штатному выключателю SF1 автомобиля. При сборке конструкции я применил навесной монтаж элементов, разместив транзисторы на небольшом теплоотводе (рис. 2). Поскольку транзисторы находятся в активном режиме короткое время (5с), установка их на теплоотвод не обязательна.

Правильно собранное устройство не требует налаживания. При необходимости изменить время выключения света в салоне следует подобрать ёмкость конденсатора С1. Чем она больше, тем больше задержка выключения света, и наоборот. Установить собранное устройство можно в любом удобном месте, я разместил его в центральной стойке автомобиля, рядом с выключателем освещения. Благодаря малому току потребления в выключенном состоянии оно не влияет на работу охранной сигнализации, также подключённой к дверным выключателям.

Автор: Н. Каменев, г. Москва

Мнения читателей
  • Григорьев Игорь Владимирович / 01.05.2019 — 14:44 С1 480мкФ 4секунды задержка на LED 1.5w кт972 и импортный неизвестный вместо vt1 ,r1 15 оМ
  • Саша / 08.11.2014 — 18:05 Здравствуйте. а если светодиодная лампочка вместо обычной то не будет ли заметно мерцать при плавном затухании ?

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:

Устройство плавного включения-выключения света в салоне авто

Предлагаю Вашему вниманию несложное устройство плавного включения и выключения света в салоне автомобиля. Конечно в 21 веке это не особо актуально, т.к. во всех современных авто эта опция идет с завода, но все же остаются автовладельцы авто, в которых эта опция отсутствует. Принцип работы: при открытии двери салона автомобиля освещение салона плавно включается и горит до того момента, пока все двери не будут закрыты. После закрытия всех дверей салона авто, лампа освещения продолжает гореть еще одну минуту или пока не будет произведен запуск двигателя авто, после чего плавно гаснет. Если дверь открывается, когда двигатель уже запущен, то после закрытия двери свет сразу плавно погаснет. За основу устройства взят м/к atmega168, но так же может быть использован любой из этой серии (atmega48, 88, 328), ниже схема устройства: Диоды VD1, VD2, VD4 любые маломощные в корпусе SOD-323, на рабочее напряжение не меньше 30В (я использовал bat54, какие были под рукой), транзисторы VT2, VT3 аналогично, ток до 100мА и рабочее напряжение не менее 30В. Резисторы и конденсаторы C3-С5 в SMD корпусах типоразмера 1206. Стабилизатор DA1 в корпусе TO-92. Можно не устанавливать С4, С5 и кварц, задав тактирование от внутреннего генератора. Если не нужна задержка на выключение света (1 мин), можно не ставить VD1, R1, R2 и VT3 и замкнуть 26 вывод контроллера на землю. В этом случае свет будет плавно выключаться сразу после закрытия дверей не зависимо от того запущен двигатель или нет. В архиве к статье есть печатная плата в Sprint-Layout 5, схема в Splan7, исходники микропрограммы в Atmel Studio 4 и прошивки под atmega 48,88,168. P.S. Имеется еще разработка запуска двигателя с кнопки, кому интересно, пишите.

Список радиоэлементов
Прикрепленные файлы:
  • PWM_Light.lay (53 Кб)
  • PWM_Light.rar (22 Кб)
Теги:

PaScaL23 Опубликована: 21.12.2016 0 1

Вознаградить Я собрал 0 2

Оценить статью

  • Техническая грамотность

Оценить Сбросить

Средний балл статьи: 2.7 Проголосовало: 2 чел.

Комментарии (23) | Я собрал ( 0 ) | Подписаться

Для добавления Вашей сборки необходима регистрация

0

Публикатор 21.12.2016 12:26 #
На форуме автоматически создана тема для обсуждения статьи.

0

Vlad 21.12.2016 15:14 #

Слабоватый контроллер. Да и свободных ног осталось слишком мало. Надо было сразу брать i5, а лучше i7, что бы уж точно с запасом!
Сорри конечно, но стебусь потому, что Вы указали аналоги вплоть до 328. Хотя задача для tiny13 максимум (еще и кварц не нужен будет), либо вообще ШИМа на таймере 555.
Ну а по схемотехнике отдельная тема:
VT1, VT2 — включены явно по какой-то секретной схеме :). Оно вообще работает? догадываюсь что наверное имелся в виду преобразователь уровня для затвора полевика, но то что нарисовано видимо работает на «свободной энергии».
Делитель в базе VT3 позволяет ему открыться? Хотя наверное 1.1В все же чуть больше 0.7.

0

StrannikM 20.11.2018 08:34 #

В первой же строке написано «схема несложного устройства». Всго 22 компонента.
Вы считаете, что на 555 таймер схема станет проще? А логику включения и выключения тоже на таймере? Или на резисторах?
Конечно, странно выглядит, что микроконтроллеры теперь пихают куда ни попадя. Но, если они позволяют упростить схемотехнику, а порою и удешевить, то это оправдано. В конечном счёте, ради этого они и были придуманы.
Задача для ATtiny13 а автор влепил ATmega168… Я вот заглянул сейчас в ящик. А там 8 штук ATmega328 и больше ничего такого. Так может быть есть смысл подождать от пары месяцев до полугода, пока китайцы ATtiny13 привезут? Или самому в Москву сгонять за 5 тыр? Автор же ясно написал, что подойдёт любой контроллер. Естественно, при соответствующем допиливании схемы и софта
Соглашусь только с тем, что кварц тут нафиг не нужен: точное время отсчитывать ни к чему.

0

BARS_ 21.12.2016 17:02 #
atmega168, но так же может быть использован любой из этой серии (atmega48, 88, 328)

Серьезно? Почему тогда не с ARM ядром? Вдруг этих не хватит на один канал ШИМ. Что мешало поставить tiny15 туда? Особенно учитывая то, что схема собирается на 2-3 транзисторах вообще без микросхем.

Имеется еще разработка запуска двигателя с кнопки
Ну тут уж точно не меньше raspberry pi стоит

+1

Halex 21.12.2016 20:28 #

Да уж, «из пушки по воробьям. » Особо умиляет кварцевая стабилизация частоты — наверное выдержка сделана с точностью до микросекунд!
У меня в Акценте третий год с этими обязанностями вполне успешно справляется Tiny13А. Лампочка заслуженно отправлена в помойку. Стоят 4 цепочки LED 5050 со стабилизирующими NSI4520. Коллеги по работе офигевают — в салоне можно нитку в иголку вдевать. И функция «досрочного погасания» при заведённом двигателе реализована без всяких «лишних» проводов. Открылась дверь — через АЦП считалось напряжение бортсети. Движок завели до истечения минуты (реально я поставил даже две), — оно приподнялось (заработал генератор) — гасим раньше, но тоже плавно. Всё реализовано в штатном флако. (ОЙ!) плафоне. Переделана только печатная вставка штатного выключателя плафона. Если кого интересует — «отрою» в своей файлопомойке схему, печатку, прошивку.

0

Антон 21.12.2016 23:08 #

Большая яркость это хорошо, но возникают проблемы, открыл дверь, ослепил себя шикарным салонным светом, потом едешь нихрена не видно на улице тк глаз на много дольше восстанавливается от яркого света, это как с китай ксеноном, воткнул — яркости много а равномерности нет, в итоге глаз фокусируется на самом ярком пятне и итоговая мощность уже неважна

0

BARS_ 22.12.2016 14:50 #

Так в плафоне рассеиватель стоит. У меня управление светом одна из функций самодельного бортового компа. Светодиод 3Вт, включенный где-то на 1/3 мощности. Когда открываешь двверь, идет плавный розжиг около 15 секунд. В итоге ничего не слепит. Так же плавно гаснет, если не начинаешь ехать, а начал, гаснет почти мгновенно.

-1

Smelter2 22.12.2016 21:00 #
Ага, схему с прошивкой в студию. Больше схем красивых и разных!

0

PaScaL23 21.12.2016 21:03 #

Полностью согласен, что 168 мега здесь избыточна, так получилось, имеются в большом количестве поэтому и сделано на ней. В экономическом плане можно использовать 48ю мегу по цене одинаково с тини13. По поводу сборки VT1 VT2 это по моему классический вариант VT2 разряжает затвор VT1. Номинал R1 опечатка, должен быть 30кОм, уже написал модераторам, хотя и с сотней будет работать, а по поводу кварца писал, что не обязательно.

Отредактирован 21.12.2016 21:04

0

BARS_ 21.12.2016 23:39 #

А заряжаться затвор через что будет? 5В мало для полного открытия IRFZ44. Для этого серия IRML придумали. Тут вообще любой МК кроме Tiny на 8 ног избыточен.

0

Halex 22.12.2016 06:05 #
В экономическом плане можно использовать 48ю мегу по цене одинаково с тини13.

Фига-се! Даже у многочисленных «братьев наших по разному» — вдвое! На AliExpress за пяток 48-х просят от 170 до 250 перечёркнутых Р. Аналогично за десяток 13-х титек.
Очень «популярный» Чип-Дип: 13-я в SO-8 — минимум 38р, а 48-я в TQFP-32 — 68р.
Опять же восьминога развести на плате намного проще, чем TQFP. Так что иногда «щедрый платит дважды»: и деньгами , и потерянным временем.

Отредактирован 22.12.2016 06:06

-1

Smelter2 22.12.2016 20:28 #

Да, тут жёсткие критики. Но схему действительно можно на паре транзисторов сделать. Когда-то делал знакомому для ВАЗ 2108 такое плавное включение:

Прикрепленный файл: ПЛАВНО~2.jpg

0

pranik 22.12.2016 22:43 #
Не благодарите
Прикрепленный файл: IMG_20161222_223756_HDR.jpg

-1

Smelter2 23.12.2016 15:29 #

Ага. Только стабилитроны на затворы повесить, иначе сгорят полевики, чует моё сердце, как пить дать сгорят. Но мысль правильная.

0

PaScaL23 27.12.2016 21:24 #
А как быть с задержкой перед выключением?

0

pranik 29.12.2016 22:04 #
Поиграть резюками на стоке 1-го транзистора. вкл и выкл будут плавные

-1

Smelter2 01.01.2017 22:58 #
Всё есть, тухнет быстрее, зажигается медленнее, но всё плавно

0

radion6412 13.02.2018 23:05 #

Собрал вашу схему ( ПЛАВНО~2). Не очень нравится что долго не включается лампа при открытии дверей. как можно сделать чтобы лампа загоралась сразу?

0

taras161 16.06.2017 00:14 #
Для чего предназначался этот разъем?
Отредактирован 16.06.2017 00:15
Прикрепленный файл: Скриншот 16-06-2017 001401.jpg

+1

PaScaL23 16.06.2017 23:32 #
Это ISP для прошивки контроллера. Для подключения программатора.
Отредактирован 16.06.2017 23:42

0

Владимир 22.11.2018 15:00 #

Более 5 лет назад делал для своей семерки по более простой схеме и без МК. Работала прекрасно. Вежливая подсветка называлась. Так и продал с ней машину , а в новой эта опция уже штатная.

0

Господин 20.10.2022 18:24 #
Tiny13 c избытком на такой функционал, зачем мегу использовать?

0

Плавное выключение света в салоне авто

Плавное отключение света в салоне автомобиля Daewoo Lanos переделанный светильник

Многим нравится плавное гашение света в салоне автомобиля, однако далеко не все авто обладают такой функцией. В этой статье я расскажу как собрать схему для плавного выключения света в салоне с задержкой в 3 секунды своими руками. Схема создавалась для автомобиля Daewoo Lanos, цвета клемной колодки указанны именно для этой модели.

Параллельно с добавлением функции плавного отключения, было решено заменить штатную лампочку освещения салона на её светодиодный китайский аналог выделяющий гораздо меньше тепла, которое, как видно на фото, «крошит» пластик плафона.

Схема плавного отключения освещения салона Daewoo Lanos с задержкой

схема плавного отключения света в салоне авто самодельная

Схема проста и особых пояснений не требует. На первом транзисторе организована задержка отключения. В качестве время-задающей цепи служит конденсатор и параллельно включенный резистор номиналом 1М, чем выше емкость конденсатора и номинал резистора тем дольше задержка отключения лампочки. При подключении вывода «переключатель» к земляному проводу при помощи «ползункового» переключателя происходит мгновенный заряд емкости конденсатора через резистор номиналом 5 (кОм). Диод после резистора установлен не случайно. При открытии дверей на серый провод клемной колодки подается земля, а (как выяснилось в результате экспериментов) при закрытии двери земля не только пропадает, а на смену ей приходит +12 вольт. Именно с целью блокировки последующего положительного потенциала, мгновенно разряжающего емкость конденсатора, в схему был добавлен диод. Второй транзистор (кт819) выполняет роль усилителя. Резистор в его базе 1 (кОм) определяет яркость свечения, при применении обычных ламп накаливания возможно потребуется снизить его значение до 300-500 Ом а так же увеличить емкость время-задающего конденсатора. Обратите внимание на резистор подключенный параллельно нагрузке, в случае применения светодиодных ламп он необходим для «дотушивания» освещения. Это обусловлено тем, что при снижении напряжения на клемах лампы до 7-8 Вольт, резко падает потребляемый ток и лампа еще долгое время светится в 10% накала.

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *